СИСТЕМНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ

СИСТЕМНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ БОРЬБЫ

Каращук А.Ф., РГАФК, Москва

Спортивная борьба, в частности, ударно-силовые единоборства, по характеру, содержанию и структуре деятельности (спортивно-двигательной, творческой, психологической и т.п.) относится к сложно-координационному виду спорта с изменчивым составом спортивно-технических взаимных противодействий и воздействий. Углубление знании по составу и структуре спортивной техники, а также ее закономерностях и механизмах взаимных противодействий участников конфликтного единоборства для повышения ее результативности на соревнованиях различного уровня возможно лишь при системном* рассмотрении как единоборства в целом, так и различных сторон самой спортивной техники /5/.

Предметом исследования данного исследования является спортивная техника ударно-силовых единоборств (дзюдо, самбо), а целью - моделирование соревновательного поединка на базе системного подхода и модельных качественных признаков (факторов, характеристик).

Анализ современных научно-методических работ /3-4/ в контексте особенностей спортивной деятельности борца и условий, в которых осуществляется такая деятельность, позволил обнаружить качественные признаки рассматриваемых особенностей и определить их целевые модельные характеристики. Эти компоненты соревновательного единоборства очевидны и легко интерпретируются в повседневной тренерской работе, но все-таки не позволяют сформировать целостную морфологию (закономерности, механизмы) не только соревновательного поединка, но и спортивной техники участника единоборства - борца.

При всем многообразии определений функционирующих технических систем /6/, элементарная (простейшая) из них содержит минимум три элемента:

1. Энергоноситель.

2. Трансмиссию.

3. Рабочий орган.

В специальной литературе, посвященной творческой деятельности /1, 3-4/, больше всего публикаций, относящихся к технике. Рад положений из теории творчества могут быть успешно и плодотворно использованы не только в физической культуре и спорте в целом, но и в ударно-силовых единоборствах, в частности, для уточнения и углубления знаний по спортивной технике (спортивно-техническому мастерству).

Вепольный анализ /1, 3-4/ может быть положен в основу методологии системно-структурного подхода при развитии теоретических основ, контактно-силовых единоборств. Простейшая минимальная система вепольного анализа теории творческой деятельности включает также как и теории технических систем /7/ три необходимых и достаточных для функционирования системы элемента /1, 3/ :

1. Вещество 1 (В1), которое необходимо каким-то образом изменять.

2. Вещество 2 (В2) - "воздействующий элемент" ("инструмент"), осуществляющее необходимое воздействие "а вещество 1.

3. Поле (П), которое дает энергию, т.е. обеспечивает взаимодействие в системе В1, В2иП.

На основе системного подхода, разработчиками которого в системе физической культуры и спорта являются П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, Д.Д.Донской, В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, И.П.Ратов, А.А.Ухтомский и др., с учетом простейших систем теорий технических систем и творческой деятельности минимальную систему ударно-силового единоборства ("теполь") можно представить в виде трех элементов:

1 Тело 1 (Т1) как опорно-двигательный аппарат участника (противника) единоборства, воспринимающего взаимные противодействия борца (Т2).

2. Тело 2 (Т2) как опорно-двигательный аппарат борца, воздействующего своим спортивно-техническим мастерством на противника (Т1).

3. Поле (П), обеспечивающее целостные двигательные действия Т1 и Т2 и включающее следующие структуры системы движений /2/:

двигательную (кинематическую: пространственную, временную и пространственно-временную, динамическую: силовую и энергетическую;

информационную (сенсорную, психологическую и эффекторную);

координационную (ритмическую и фазовую).

Разработанная схематизированная модель участников соревновательного единоборства на основе "теполя" обнаружила и наглядно выявила оперативную контактно-силовую зону, ударно-силовые взаимосвязи в которой непосредственно влияют на конечный результат взаимных противодействий участников единоборства. Именно от мастерства, искусности взаимных противодействий в этой зоне на базе оптимальной в каждый данный момент единоборства "конструкции" взаимосвязей зависит напрямую достижения преимуществ борцами, т.е. контактно-силовые взаимосвязи на всем протяжении поединка являются системно образующим фактором противоборства.

На основе анализа видеозаписей соревновательных поединков ведущих дзюдоистов на ответственных международных соревнованиях были обнаружены серьезные ошибки и недоработки умений и навыков оперативного и постоянного формирования оптимальной "конструкции" взаимосвязей на всем протяжении процесса контактно-силового единоборства. Оказалось также, что подавляющим большинством тренеров этих борцов этому элементу спортивной техники не уделяется должного внимания. Это на практике приводит не только к нестабильности выступлений на соревнованиях различного уровня, но и к относительно низкому уровню спортивно-технического мастерства.

На основе полученных результатов исследования, была разработана педагогическая модель (структурная матрица) спортивной техники борьбы. Из модели видно, что спортивная техника ударно-силовых единоборств включает две группы по три системных элемента. В первую группу входят элементы тел каждого из участника единоборства - руки, ноги и туловище, а во вторую - 1) "шарнирные конструкции" контактно-силовых взаимосвязей ("захватов", опор, контактов); 2) позы - конфигурации и взаимные расположения по отношению к участнику единоборства и ковру тела и его элементов; 3) структуры системы взаимных противодействий обоих участников единоборства.

Следует также отметить, что разработанная модель позволила расставить акценты структурам системы спортивно-технических взаимных противодействий. В частности, особенную и важную роль в спортивно-техническом мастерстве играют сенсорный элемент информационной структуры. Именно он ответственен за поступление внешней информации от противника как для ее немедленной срочной оценки, так и для принятия правильного решения.

Системно-структурный анализ спортивной техники ударно-силового единоборства и разработанная педагогическая модель ее системных элементов и качественных признаков позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Рассмотрение трех минимальных систем различных типов деятельности (научно-технической, творческой и спортивно-двигательной) позволило по-новому оценить объективность современных знаний по теории и методологии содержания и строения спортивной техники борьбы.

2. Обнаружено, что системно образующими элементами спортивной техники являются три элемента: контактно-силовые взаимосвязи, взаимные расположения (позы) тел и их элементов участников единоборства и структуры системы взаимных противодействий обоих участников. При этом, по нашему мнению, ведущим элементом, отвечающим за конечный результат в поединке, является контактно-силовая взаимосвязь.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Каращук, А.Ф. Системно-методологические аспекты моделирования спортивной техники борьбы // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 297-301.