ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В ИГРЕ МИНИ-ФУТБОЛ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЕВОЧЕК 11-12 ЛЕТ В ИГРЕ МИНИ-ФУТБОЛ

Крайнов А.Н., Пед. университет, Тула

Одним из основных направлений совершенствования системы учебно-тренировочного процесса в спортивных играх, в частности в мини-футболе, является применение научно обоснованной методики его построения.

Необходимость подготовки спортсменов высокой квалификации заставила многих специалистов активно включиться в разработку новых методов управления процессом обучения и тренировки на этапе ранней спортивной специализации.

Моделирование какой-либо деятельности в значительной степени расширяет возможности ее познания. Обязательным условием для всех видов модели считается такое соотношение с прототипом, когда возможно обеспечение переноса данных с модели на прототип.

Под моделью можно понимать не только какой-либо предмет, техническое устройство или систему, например биологическую, но и определенный процесс или отдельную ситуацию какого-либо явления (С.В.Малиновский, 1981).

Согласно теории П.К.Анохина (1958) для биологических систем характерна способность к "опережающему отражению действительности", т.е. формированию программы действия предшествует представление о конечном результате - цели действия.

В теоретических исследованиях (Ф.Мале, 1965, Г.Фек и др., 1971) раскрыт механизм игровой деятельности, состоящий из трех основных фаз: восприятие и анализ игровой ситуации; мысленное и; моторное решение игровой задачи. Столь сложное разделение по-видимому объясняется высокими требованиями к реализации двигательных действий - как комплекса физических и психических способностей человека, определяющих успешность игровой деятельности.

Анализ научно-методической литературы выявил ряд исследований (С.Н.Андреев, 1989, А.А.Федоров, С.Ю.Тюленков, 1995, С.Н.Петько, 1997), посвященных теоретическому и методическому обоснованию мини-футбола как самостоятельного вида спорта. Существуют работы (С.Н.Бондарь, 1992, А.А.Зайцев, 1994) отражающие подготовку спортсменов на примере женского футбола. Однако и в том, и в другом случае разработанные системы, модели подготовки спортсменов (как правило высокого класса) не могут в чистом виде переноситься на "специализацию" (мини-футбол) девочек 11-12 лет из-за различий:

- специфики игровой деятельности (различий по сравнению с большим футболом) структуре проявления специальных способностей;

- возрастных особенностей девочек 11-12 лет;

- качественно иных задач обучения и тренировки.

Решение поставленной проблемы видится в построении учебно-тренировочного процесса девочек 11-12 лет на основе принципов моделирования. В качестве моделей могут выступать структура, алгоритм деятельности, различные условия. Перспективным представляется моделирование на основе изучения психофизической подготовленности (ПФП) девочек 11-12 летнего возраста.

Под ПФП понимается - степень умения рационально реализовывать уровень физической подготовленности (двигательный потенциал) при решении моторных задач в различных условиях (И.М.Туревский, 1998).

Структура ПФП девочек 11012 лет представляет собой некую модель, совокупность проявлений психических, физических, специально игровых качеств, определяющих успешность двигательной деятельности в игре мини-футбол. В общем виде предложенная модель состоит из следующих основных частей (элементов), (см. схему 1).

Схема 1

Каждый элемент, входящий в структуру ПФП девочек 11-12 лет, отражает отдельно взятое качество (способность), определяющее успешность игровой деятельности. При комплексном рассмотрении модели ПФП девочек 11-12 лет возможно достижение следующих педагогических целей:

  • интегральная характеристика отбора на начальном этапе спортивной специализации;
  • специализация (игровое амплуа) игроков;
  • прогнозирование результатов;
  • реализация принципов индивидуализации и дифференциации при построении учебно-тренировочного процесса;
  • целенаправленное построение учебно-тренировочных занятий в микро-мезоциклах.

Отдельно взятый элемент структуры ПФП девочек 11-12 лет можно рассматривать как самостоятельную модель подготовки юных спортсменов. При таком подходе модель потенциальных возможностей девочек 11-12 лет, включает в себя следующие модельные характеристики: физическое развитие (уровень А) и функциональную подготовленность (уровень С, D).

Модель мастерства состоит из характеристик: общей (уровень В) и специальной (технической) (G) подготовленности; тактической и психологической подготовленности (уровень Е, F)

Структура ПФП девочек 11-12 лет представляет собой систему знаний, способную моделировать основные элементы учебно-тренировочного процесса игры в мини-футбол, факторов обуславливающих его эффективность. Прежде всего это положение базируется на раскрытии и тренировке потенциальных способностей каждого игрока, компенсации за счет своевременного выявления "пробелов" подготовки (подготовленности) уже на этапе ранней спортивной специализации.

Полагаем, что моделирование подготовки юных спортсменов с позиции изучения ПФП позволяет выработать адекватную возрастным особенностям тактику и стратегию учебно-тренировочного процесса девочек 11-12 лет занимающихся мини-футболом.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Крайнов, А.Н. Теоретические аспекты моделирования учебно-тренировочного процесса девочек 11-12 лет в игре мини-футбол // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 302-306.