УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ

УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ

Курилкин А.И., МГПУ, Москва

Психологическая подготовка к предстоящим соревнованиям (или игре) осуществляется на базе общей подготовки и связана с решением задач, которые встают перед спортсменами в данном конкретном соревновании. Психологическую подготовку к конкретному соревнованию можно подразделить на раннюю и непосредственную. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию является интегральной формой спортивной подготовки спортсмена. Она направлена на совершенствование умений вести спортивную борьбу. Главным средством этой подготовки - специально организованные и управляемые тренером тренировочные занятия (учебная игра, товарищеские соревнования, соревнование моделирования действий противника и т.д.), проходящие на оптимальном уровне психических состояний у спортсменов. Основная задача подобных занятий заключается не только в том, чтобы добиться прямого спортивного результата, а в возможности сформировать умение грамотно вести спортивную борьбу, управлять своим состоянием, научиться умению максимального проявления волевых усилий, проявлять творчество и инициативу.

Психологическая подготовка этого периода предусматривает:

1. Формирование психической готовности спортсмена; умения управлять своими действиями, правильно сочетать периоды напряженной двигательной активности и расслабления; умения распределения сил, мобилизации своих возможностей.

2. Совершенствование индивидуальных и командных тактических действий в условиях, близких к соревнованию; умение управлять групповыми взаимосвязанными действиями звеньев или команды в целом.

3. проявление умений саморегуляции психических состояний в условиях напряженной соревновательной (экстремальной) деятельности.

Готовность к действиям - широкое понятие. ЕЕ можно рассматривать как многокомпонентную структуру, характеризующуюся для каждой деятельности определенной совокупностью признаков, которая включает: идейную, моральную, функциональную, психическую и специальную (физическую, тактическую, теоретическую) готовность в их единстве.

Психическая готовность играет решающее значение для успешности соревновательной деятельности. Следует подчеркнуть, что состояние психической готовности к соревнованию неразрывно связано с понятием "спортивная форма", то или иное изменение готовности приводит к изменению спортивной формы. Психическое состояние представляет собой сложное, целостное проявление личности. Профессор А.Пуни, опираясь на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования в психологии спорта, установил следующие структурные компоненты состояния психической готовности спортсмена.

Ими являются:

I. Трезвая уверенность спортсмена в своих силах служит для спортсмена залогом успешного выступления в соревновании. Она возникает и формируется на основании реальных расчетов соотношения возможностей спортсмена и предполагаемых усилий будущего соревнования (состава и особенностей противника). Экспериментальные исследования показывают, что для спортсменов существуют "Внутренние споры" уверенности. Такими спорами служат знания спортсменов об уровне собственной: технической, тактической и физической подготовленности; владение приемами саморегуляции своих действий и состояний в экстремальных условиях соревнования.

II. Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели за победу обозначает проявляющуюся в реальных действиях целеустремленность спортсмена, направленную бескомпромиссное ведение борьбы до самого последнего мгновения, за достижение намеченного и даже еще лучшего результата; и не только с равным, но и более сильным противником.

III. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Предсоревновательный период протекает, как правили, при повышенном эмоциональном возбуждении. Однако не во всех случаях уровень возбуждения является благоприятным для предстоящей деятельности. Он может быть чрезмерно высок (стартовая лихорадка) или недостаточен (стартовая апатия). Уровень психической напряженности зависит от многих факторов - от значимости и мотивации выступления в соревновании, индивидуально-психологических и типологических особенностей спортсмена и др. Во всех случаях важно одно, чтобы уровень эмоционального возбуждения был оптимальным, т.е. соответствовал особенностям деятельности в каждом виде спорта, масштабам соревнования, индивидуальным особенностям личности спортсмена. Зная причинны изменения уровня эмоционального возбуждения, всегда можно подобрать определенные средства и методы для формирования у спортсмена оптимального уровня эмоционального возбуждения.

IV. Высокая помехоустойчивость против сбивающих внешних и внутренних факторов соответствует устойчивому сохранению рабочих параметров деятельности спортсмена и входит в структуру психической готовности к соревнованию. Психологическими механизмами помехоустойчивости являются: устойчивое внимание, стабильная деятельность сосредоточения перед исполнением спортивного действия, сенсорная и эмоциональная устойчивость, совокупность волевых качеств, сила нервной системы. Влияние сбивающих факторов нейтрализуется за счет умения саморегуляции психического состояния и волевых усилий спортсмена.

Способность управлять своими действиями, мыслями, чувствами, поведением. Спортсмен в процессе непосредственной подготовки и в процессе самого соревнования всегда стоит перед необходимостью ориентироваться в обстановке, предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, управлять эмоциями, корректировать состояние, противостоять сбивающим факторам, управлять своим поведением. Все это проявляется во внешней деятельности спортсмена и является организующим и направляющим ее фактором. В то же время все это позволяет судить и о его психической готовности к соревнованию.

Психическая готовность - сложное состояние, в которое входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые процессы. Познавательные процессы отражают содержание и форму выполняемой деятельности, эмоциональные - усиливающую или ослабляющую активность спортсмена, волевые - эффективность выполнения спортивных действий.

Состояние психической готовности - система динамическая и все ее процессы связаны между собой, но связи между ними подвижны и в силу влияния объективных или субъективных условий деятельности каждый из них может временно стать ведущим. Наиболее часто роль ведущих процессов играют: в Предсоревновательный период - уверенность в своих силах, а в процессе соревнования - стремление упорно и до конца бороться за достижение поставленной цели.

Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию в командных видах спорта находится в прямой зависимости от общей готовности всей команды.

Формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс направленной организации сознания и действий спортсмена, исходя из предполагаемых условий будущего соревнования.

Его можно выразить следующей формулой:

В формировании состояния готовности спортсмена большую роль играют специальные организованные занятия, в которые входят:

I. Проведение тренировок с соревновательной установкой, в процессе которых спортсмены, команда ставятся в сложные условия, приближенные к реальному соревнованию, создание соревновательных ситуаций разного типа, проведение открытых тренировок со зрителями, в различных метеорологических условиях.

II. Проведение занятий с применением различных условностей - искусственно создавать неожиданные трудности, изменяя и нарушая правила, создавая численный перевес у команды "противника", выводя из основного состава ключевых игроков и вводя запасных, сбивая темп и ритм игровых действий, "провоцируя" тем самым эмоциональную напряженность:

- искусственно создавать условия дефицита времени, ограничения пространства, увеличения дистанции, использование финальных условий:

- переключение от одних тактических действий к другим по заранее обусловленным сигналам и т.д. и т.п.

III. Подготовка спортсменов не только с равным, но и более сильным и слабым противником.

IV. Развитие умения спортсменов владеть и управлять собственными психическими процессами, всецело сосредоточиваясь на предстоящей деятельности.

Существенным разделом проблемы психической готовности спортсмена к соревнованию является раздел диагностический. Решение данного вопроса связано прежде всего учитывать те признаки, которые характеризуют это состояние и в соответствии с этим необходимо подбирать определенный комплекс методов. В такой комплекс должны входить общие методики, которые не учитывают специфики вида спорта и специальные, которые отражают ее.

Диагностические методики должны отвечать ряду требований: простота, портативность, кратковременность, возможность многократного повторного использования, объективность показателей, характеризующих определенный признак состояния психической готовности к соревнованию.

Диагностирование должно проводиться с соблюдением ряда условий:

- методики должны быть привычными для спортсменов, чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости;

- кратковременности;

- простоты.

- показатели, характеризующие каждый признак, должны быть типизированы и нормированы, индивидуализированы (учет вида спортивной деятельности, состояние тренированности, пол, возраст, квалификация, типологические особенности различий спортсменов, установление нормативов, фоновых показателей и т.п.).

Для диагностики состояние психической готовности спортсмена к соревнованию можно использовать следующие методы: наблюдение, методы спроса , анализа показателей деятельности, аппаратурные и бланковые методы, метод экспертных оценок. Успех в применении этих методов обеспечивается только в том случае, если они проводятся по определенной программе и отражают основные признаки изучаемых явлений.

Все знают, что мотивация - мощный психический двигатель любой человеческой деятельности. Чем сложней и ответственней деятельность, тем больше ее результат зависит от структуры, уровня и направленности мотивации. И эта закономерность больше всего проявляется в условиях деятельности, когда необходимо терпеть, преодолевать определенные психические барьеры объективного характера (например, заставить себя минимально употреблять в пищу сладкое и мучное) или субъективного (например, преодолеть смущение в незнакомой компании).

В основе мотивации лежит потребность. Так, испытывая потребность в активной деятельности, мы формируем мотивацию занятий физической культурой и спортом вообще или психофизическим тренингом в частности.

Мотивация формируется на основе четко обозначенных и связанных друг с другом целей. Правильно сформулированная цель деятельности - это уже полдела. Понимание необходимости достижения этой цели, выбора правильных путей - это, по существу, вторая половина дела.

Здесь на авансцену выступает знаменитое трио "хочу-могу-должен". Сначала осознается потребность "Хочу научиться управлять своим настроением". Затем формируется целевые установки: "Я смогу управлять своим настроением, если овладею приемами психической саморегуляции". И после этого четко формируется мотив: "Я должен овладеть определенными приемами психической саморегуляции, которые входят в систему психофизического тренинга, чтобы управлять своим настроением и своим поведением".

Без правильно сформированной мотивации, которая, в свою очередь, зависит от правильно поставленной цели, нельзя не только добиться, например, высокого спортивного результата, но и реально улучшить свое здоровье, - в этом есть необходимость практически у всех. Приходится согласиться с Джей Киллиг, спортивным психологом их США, которая говорит, что лишь 10% тех, кто занимается физической культурой, реально улучшает свое здоровье. Остальные не знают, чем им лучше заниматься, с какими дозировками, с какой установкой на те или иные действия, какие существуют психологические предпосылки к таким занятиям. Необходимо изменить образ мышления, чтобы правильно осознать себя в физкультурной деятельности. Желательна здесь и общественная поддержка, коллектив единомышленников, который формируется, например, в клубе, в секции.

Типичная мотивация занятий физической культурой (просто "стать здоровым") расплывчата и поэтому мало эффективна. Нужна корректно направленная мотивация: в чем именно и в какие сроки добиться прогресса (например, увеличить объем бицепсов, повысить физическую работоспособность или добиться того, что в быту называется "убрать живот" и т.п.) Из таких частных мотивационных установок потом будет формироваться мотивация более высокого порядка.

Эдвард Маколой писал о роли восприятия самого себя в процессе физического совершенствования. Он считает, что мужчинам в основном свойственна излишняя уверенность в своих силах, тогда как женщины гораздо реальнее оценивают свои возможности. У первых такая переоценка имеет следствием перенапряжения, срывы, а недооценка у которых мешает многим из них активно укреплять здоровье, используя весь свой физический и психический потенциал. Правильная оценка самого себя, своего внешнего "Я" и внутреннего "Я" помогает ставить реальные цели и точно формировать нужную мотивацию.

Здесь важно чувство меры, слишком высокие, недоступные цели приводят к тому, что они не достигаются. А не достигнутая цель приводит к развитию тревожности, беспокойства, а в последствии может и развить невротизм. Лучше сопоставить довольно близкую, реальную цель, а, достигнув ее, "отодвигать" дальше, перемещаясь вперед со ступеньки на ступеньку.

Женщин, решивших похудеть, очень много. Решив сбросить лишний вес, они сразу ставят перед собой сложнейшую задачу: например, похудеть на 20 килограмм в кратчайшие сроки. И начинаются мучения: голодание, чуть ли не ежедневные сеансы в сауне, бег (с нагрузками, не соответствующими состоянию сердечно-сосудистой системы), первые 5 килограмм лишнего веса исчезают быстро, а потом этот процесс, естественно тормозится. Не достигнутая цель вызывает не только невротичность, но и агрессивность, обиду на окружающих, стремление сорвать недовольство на ком-нибудь. А не лучше ли сформулировать более реальную цель: "Похудеть на 5 килограммов, а там видно будет." Достигнув этой уели, можно ставить задачу похудеть еще на два килограмма или хотя бы даже на один. И двигаться дальше.

Формирование мотивации подкрепляется чувством важности, полезности занятий, социальными оценками, теми или иными эмоциями.

Один занимается физической культурой и спортом по совету своего врача, чтобы укрепить свое здоровье (деловая мотивация), другой же занимается, т.к. хочет встречаться с приятными людьми (социальная мотивация), или это просто доставляет ему удовольствие (эмоциональная мотивация). Эти мотивации не противоречат друг другу, а действуют параллельно с большей или меньшей акцентированностью

Как писал Л.Д. Гиссен, движение организма к прогрессу, к совершенствованию не может осуществляться изолировано. Бег трусцой иногда называют "бегом от инфаркта". Но положительный результат достигается не только за счет укрепления одной лишь сердечно-сосудистой системы. Одновременно тренируется дыхание, меняются газообмен и энергетика., происходят изменения в мышечной и костно-суставной системах и т.д. Не остается в стороне и психическая сфера. Эффективность бега во многом зависти от отношения к нему, от мотивации, от самоубеждения. Один убежден, что бег - это единственное средство и возможность укрепить его здоровье. И, действительно, объективные данные подтверждают это. Второй совсем не собирался бегать, но его уговорили хотя бы некоторое время побегать за компанию. И влияние бега на его организм выражено значительно меньше.

Когда перед организмом стоит задача, выполнение которой, казалось бы, возложено на какую-либо одну систему, то нельзя не учитывать многочисленные связи внутри единой функциональной системы. Задача будет решена быстрее и лучше, если ее решение будет осуществляться одновременно многими имеющимися средствами.

Поэтому цели должны быть многопрофильными. Например, "Постараюсь похудеть и стать более уравновешенной в своем поведении" или "Подкачаю силу и избавлюсь от чувства скованности, неуверенности."

Мотив имеет свой физиологический механизм, связан с общим функциональным состоянием, с эмоциями. Участки нервной системы, "ведающие" мотивированными, направленными поступками, и участки, регулирующие эмоциональные состояния, являются непосредственными соседями.

Немецкий психолог Ю.Нитч, много работавший над проблемой самомотивации в спорте показал, как важны здесь самопоощрение и самокритика. Он приводит пример положительной самооценки:

"Я себе сделаю потом хороший подарок. Я скажу себе: "Ты же сделал это превосходно". Я похвалю себя: "Молодец, я горжусь тобой. Я доволен твоим результатом". Я похлопаю себя по плечу и скажу: "Выполнено превосходно".

В определенных проблемных ситуациях спортсмены подкрепляют уверенность в собственных силах не только действиями, но и мысленными поощрениями:

"Я думаю в таких случаях о чем-нибудь хорошем, что я сделаю для себя позже. Я думаю о том, что я могу гордиться собой".

Мотивация может осуществляться и с помощью чужой поддержки:

"В таких случаях я думаю о награде. Я думаю о призе (поездка в Южную Америку). Я думаю о своей стипендии, которую не хотел бы потерять. Я думаю о том, что вошел в национальную команду. Я представляю, как оценит пресса мой успех".

Некоторые спортсмены прибегают к мотивации с помощью двигательных действий:

"В таких ситуациях я просто двигаюсь. Если меня настигает чувство неудовлетворения, то я просто делаю гимнастические упражнения. Я бегаю тогда больше обычного. Я бегаю и предпочитаю это делать во время дождя, что для меня особенно трудно."

Полезна и модификация образа "Я":

"Я представляю себя человеком, уже достигнувшим успеха". Важно также иметь ввиду, что само по себе достижение цели не отражает ценности человека как личности. Если кто-то ставит ценность своей личности в зависимость от достижения успеха, при неудаче им овладевает чувство собственной никчемности. Очень немногие добиваются успеха во всем, чем бы они не занимались.

Существенным фактором мотивации является формулирование задач (у психологов принят термин - целеполагание), которые человек пытается решить. По существу это цель действия или серии действий, осмысливающих всю деятельность человека. Различные цели требуют разного количества прилагаемых усилий, которые определяются конкретными требованиями, предъявляемыми к выполнению данного задания. Упорство, настойчивость поддерживают необходимый уровень усилий в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Короче говоря, целеполагание создает структуру для мотивации, направляя усилия в течение какого-либо отрезка времени в определенное русло.

Прежде всего необходимо установить, насколько осмыслены эти цели. Другими словами, надо определить, какое количество усилий надо приложить для их достижения, сколько времени для этого потребуется, в какой степени человек готов к достижению данной цели, его индивидуальные свойства; следует также учесть все имеющиеся возможности, ограничения времени на занятия, условия занятий и т.д.

Способность ставить перед собой цели помогает определить, что человек представляет собой как личность. Целеполагание важно не только для достижения успеха в определенном виде деятельности или спорта, но и для того, чтобы вести активную, осмысленную жизнь. Единственная причина, почему у вас иногда идет не по плану - это отсутствие такового. Целеполагание дает возможность планировать любые жизненные достижения.

Спортивные психологи предлагают:

1. Установить реальные, значимые, измеримые цели на ближайшее время и на перспективу и пути их достижения; ежедневно контролируйте цели и достижения.

2. Используйте позитивное воображение.

3. После составления списка всех проблем, барьеров и препятствий между вами и поставленной целью, составьте детальный месячный, недельный, ежедневный план действий по их преодолению.

4. Развивайте желание и волю к достижениям, реализуя шаг за шагом разработанный план.

5. Развивайте волю, чтобы ничто не могло отвлечь Вас от достижения поставленной цели.

6. Избегайте отрицательных мыслей и эмоций, не общайтесь с негативно настроенными людьми.

7. Развивайте положительные мысли и эмоции.

8. Упражняйтесь в самодисциплине, так как частью платы за успех является тяжелая работа.

9. Экономно используйте время, направляя ваши усилия в соответствии с планом.

10.Учитесь на неудачах и поражениях, так как негативный опыт тоже может быть полезен.

11.Развивайте свой собственный энтузиазм.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Курилкин, А.И. Управление мотивацией // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 307-319.