ОЦЕНКИ ТАКТИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ВЕДУЩЕГО КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ-ГОРНОЛЫЖНИКОВ

ОЦЕНКИ ТАКТИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ВЕДУЩЕГО КОМПОНЕНТА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ-ГОРНОЛЫЖНИКОВ

Лисовский А.Ф., Чайковский ГИФК, Чайковский

Горнолыжный спорт считается технически сложным видом спорта (Д.Д.Донской, 1960). Еще в 30-е годы Н.А.Бернштейн (1991) приводил один из видов горнолыжного спорта (слалом) в качестве примера высоких требований, предъявляемых им к двигательно-координационным способностям горнолыжников. В настоящее время соответствующая техническая и тактическая подготовленность спортсменов считается необходимым условием достижения высоких результатов в этом виде спорта. Поэтому информация об общем уровне подготовленности горнолыжников и в конкретных видах горнолыжного спорта на основе оценивания как важнейшего компонента управления процессом подготовки является необходимой. Такую информацию тренеры в практической работе, несомненно, получают на основе субъективных оценок и при анализе результатов соревнований. Применение при этом технических средств в виде видеосъемки принципиально процесса оценивания не изменяет. Необходимы, следовательно, методики, позволяющие давать объективные данные об уровне и динамике технического и тактического мастерства горнолыжников, которые должны использоваться в виде информации по каналам обратной связи при управлении подготовкой спортсменов. Все сказанное позволяет считать проведенную и проводимую нами работу в этом направлении актуальной в теоретическом аспекте и в плане практически нужных исследований.

Теоретический аспект в нашем случае состоял, прежде всего, в формулировке предмета исследований. Оказалось, что сами понятия "техника и тактика" практически отсутствуют и во всех учебниках по горнолыжному спорту и под ними подразумеваются конкретные перечни приемов, часть из которых к настоящему времени уже устарела. Мы понимаем технику горнолыжников как систему двигательных действий в виде самоуправляющей системы на основе саморегулирования, функционирование которой обеспечивает полезный эффект (В.М.Дьячков, 1972). В случае спусков на лыжах по размеченной трассе таким эффектом является минимум работы тормозящих сил при контакте лыж со снежной поверхностью. Отсюда следует, что совершенство технических приемов горнолыжников может косвенно оцениваться по времени преодоления дистанции, чем обычно и пользуются тренеры в практической работе. Исходя из положений теории деятельности (В.А.Демин, 1974; В.В.Давыдов, 1975) всякому техническому приему предшествует цель на основе адекватной мотивации. Поэтому тактические приемы в виде составления плана будущих действий рассматриваются в горнолыжном спорте с временным опережением от нескольких часов при предварительном просмотре трассы до сотых долей секунды непосредственно в процессе спуска. Это касается как выбора оптимальной траектории движения всей системы "лыжник-лыжи" или действий по отклонению шестов разметки трассы в сторону, так и изменения намеченных ранее вариантов технических приемов при неожиданно возникающих вариантах условий спуска. Это же означает наличие определенного комплекса действий, в которых тактические в виде выбора отдельных операций, действий или целого поведенческого комплекса предшествуют двигательным (Р.А.Пилоян, Ю.А.Шахмурадов, 1997).

Из сказанного следует, что предметом наших исследований с практической реализацией в виде оценок было изучение тактико-технических действий горнолыжников на трассах непосредственно в процессе соревнований и тренировок. Такие исследования проводились с помощью методов квалиметрии, наличие и уровень мотиваций оценивались по методикам массовых обследований спортсменов ( В.А.Рогозкин, Н.И.Вольнов, В.А.Булкин и др., 1985). Формирование экспертных групп и обработка результатов производилось на основании известных методик ( Ю.И. Смирнов, 1978). Главным являлась необходимость определения критериев, по которым можно было оценивать уровень мастерства спортсменов. В наших исследованиях использован критерий эффективности, который предусматривает наличие такой структуры специфических действий спортсмена, которая способствует в общем случае наилучшему решению тактических и технических задач спуска на лыжах по показателю "время спуска по трассе". При оценке конкретных действий горнолыжников рассматривается и оценивается видимая экспертам кинематическая система двигательных действий в процессе реализации их технологии (В.Б.Коренберг, 1985). В качестве начальной точки отсчета при таких оценках был принят уровень эффективности действий, соответствующий второму спортивному разряду (оценка в 1 балл), высший уровень по критерию эффективности оценивался в 10 баллов. В связи с тем, что при большом количестве участников соревнований методика экспертных оценок оказывается слишком трудоемкой, был разработан комбинированный способ оценивания на основе использования количественных и качественных показателей (А.Ф.Лисовский, 1989). Очень желательным было участие в экспертизе компетентных специалистов, в нашем случае это означало не только наличие большого опыта работы с горнолыжниками, но и хорошее знание тактико-технических особенностей лучших зарубежных спортсменов.

За период в 12 лет нами проведено обследование тактико-технического мастерства более 1000 спортсменов и спортсменок в возрасте от 13 до 26 лет и спортивной квалификации от горнолыжников второго разряда до мастеров спорта международного класса на крупнейших соревнованиях России. В ряде случаев такие обследования проводились на сборных командах разного уровня в виде этапного контроля. В результате обработки полученных данных установлено влияние тактико-технического мастерства на уровень спортивно-технических результатов горнолыжников по величине коэффициентов детерминации. Данные расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значимость тактико-технического мастерства горнолыжников России разных возрастов по величинам коэффициентов детерминации

Виды горно-лыжного спорта 13-15 лет 16-18 лет 19 лет - 24 года
Ю Д Ю Д М Ж
Скоростной спуск 0.48 0.38 0.62 0.68 0.62 0.69
Супер-гигант 0.47 0.42 0.52 0.69 0.50 0.77
Слалом-гигант 0.52 0.46 0.55 0.79 0.49 0.76
Спец. слалом 0.45 0.39 0.67 0.76 0.72 0.71

Из представленной таблицы видно, что распространенное мнение о значимости технической и тактической подготовленности в младшем возрасте и мастерства в старшем имеет серьезные основания. Меньшую его значимость в возрасте 13-15 лет можно объяснить особенностями пубертатного периода. Данные таблицы также подтверждают мнение специалистов о слаломе как наиболее техническом виде горнолыжного спорта.

Вполне естественно, что столь значимый компонент, который детерминирует результаты соревнований в разных видах на 38 - 79 процентов не может не учитываться при анализе результатов соревнований. Полученные нами данные позволили дать оценки уровня тактического и технического мастерства спортсменов - представителей разных регионов России в виде "временных срезов". Часть результатов получены в виде динамики подготовленности спортсменов в процессе многомесячных тренировочных сборов в виде этапного контроля. Отсюда следует, что уровень такого мастерства и его динамика должны входить в качестве необходимого компонента в динамическую модель горнолыжника, что позволит более обосновано проводить прогноз спортивных результатов и проводить отбор горнолыжников в сборные команды. Подобные динамические модели разработаны нами по временному признаку в виде логарифмических зависимостей

Z = С + D * LN X,

где Х - возраст спортсменов в годах; С и D - постоянные коэффициенты.

Мы считаем, что в Российском горнолыжном спорте должна быть введена обязательная экспертиза тактической и технической подготовленности участников всех крупнейших соревнований России. Для этого необходимо сформировать экспертные группы из компетентных специалистов. Полученные на таких соревнованиях оценки будут модельными для последующего оценивания уровня подготовленности юных спортсменов в ДЮСШ и ДЮСШОР. В результате управление тренировочным процессом в горнолыжном спорте будет иметь необходимый компонент в виде информации о важнейшей стороне подготовленности горнолыжников. Это позволит достигнуть лучших результатов в подготовке горнолыжников за более короткое время.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лисовский, А.Ф. Оценки тактического и технического мастерства как ведущего компонента управления подготовкой спортсменов-горнолыжников // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 320-324.