АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ РЕЗЕРВОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Тимакова Т.С., ВНИИФК, Москва

Система подготовки спортсменов в СССР обладала признаками высокой технологичности, элементы которой воспроизводились во многих странах мира (А.И.Колосов;) В.Н.Платонов; В.Л.Сыч, Л.С.Хоменков и др.).Общественно-политические и экономические изменения последних лет деструктивным образом отразились на развитии спорта и самой системы подготовки спортсменов. Вместе с тем при переосмыслении накопленного опыта и новых научных знаний сложившуюся систему можно не только сохранить, но и повысить ее потенциал за счет резервов развития.

В 80-х годах под эгидой ГСК СССР в рамках реального апробирования системы отбора перспективных спортсменов был осуществлен масштабный поиск отвечающего требованиям времени резерва сборных команд страны. При едином программно-методическом обеспечении был получен большой массив данных о спортсменах самой разной специализации и разных возрастно-квалификационных групп. В 90-х годах силами лаборатории спортивного отбора и других подразделений ВНИИФК была проведена верификация прогностической ценности полученной информации на основе принципов и методов системного анализа (Г.Ц.Агаян, А.А.Руссо,Т.С.Тимакова,1989 и др.).

С использованием компьютерных программ системного качества было изучено множество различных типологий спортсменов в ретроспекции с их достижениями. Было показано, что позитивная и негативная динамика развития типологических состояний спортсменов полностью соответствуют признакам и свойствам систем сложного порядка (Т.С.Тимакова, 1998).Следовательно, полученные данные могут быть использованы в практике подготовки спортивного резерва с учетом законов развития сложных, динамически развивающихся систем, положений .общей теории систем.

Исходя из сказанного, в своем выступлении рассматриваем следующие три позиции.

Первая. О необходимости изменения принципов организации и функционирования нижних уровней системы спортивной подготовки в сторону формирования максимальной открытости. Цементирующим систему спортивной подготовки принципом выступают универсальные критерии управления, основанные на информации о возможностях механизмов адаптации, их надежности и эффективности. К ним можно отнести в первую очередь интегральные показатели физических возможностей и способности центральных механизмов регуляции к уравновешению со средой, а также биологический возраст. Именно эти показатели отражают основные системные свойства индивида в их общем и специфических проявлениях на всех этапах (уровнях) многолетней спортивной подготовки.

Вторая. Важным и необходимым условием перестройки работы спортивных школ на качественной основе является повышение компетентности всех без исключения специалистов, участвующих в процессе подготовки спортивных резервов. Последнее определяет понимание цели и задач подготовки как единого процесса развития и реализации фенотипического потенциала каждого отдельно взятого индивида. Важность такого понимания обусловлена, в частности, содержательным противоречием критериев ближнего и дальнего прогноза, различиями контингента высокой результативности в юношеском и взрослом спорте.

И третья. Условиям реализации двух выше указанных пунктов во многом отвечает необходимость внедрения единых (стандартизированных) программ тестирования и создания на базе финансируемых государством структур автоматизированных банков данных о спортсменах. Последнее позволяет оценивать и контролировать качество отбора и самого педагогического процесса на основе анализа состояний и динамики их развития.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тимакова, Т.С. Актуальные проблемы подготовки спортивных резервов в современных условиях // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 338-340.