ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ СКОРОСТИ И СИЛЫ УДАРОВ В БОКСЕ

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ СКОРОСТИ И СИЛЫ УДАРОВ В БОКСЕ

А.И.Качурин, В.А.Киселев

Для развития способности боксеров к точной оценке основных параметров движения и определения эффективности применения специальной двигательной подготовки, направленной на повышение показателей скоростно-силовых дифференцировок в ударных движениях, было проведено исследование с боксерами младших разрядов.

Методика. Спортсмены были распределены на две группы: экспериментальная состояла из 12 боксеров, в контрольную было включено 13 спортсменов.

Обе группы состояли из спортсменов второго и третьего разрядов. Возраст испытуемых от 18 до 21 года.

При комплектовании контрольной и экспериментальной групп с целью обеспечения их однородности учитывались показатели физической и технической подготовленности боксеров, а также показатели скоростных и силовых дифференцировок, которые определялись у боксеров перед началом педагогического эксперимента.

В период проведения педагогического эксперимента при определении уровня способностей и скоростно-силовым дифференцировкам у боксеров во время контрольных испытаний регистрировались следующие показатели: дифференцировка скорости удара левой и правой рукой, дифференцировка времени и скорости удара в комплексе, дифференцировка силы прямых ударов и суммарной силы трех ударов.

Педагогический эксперимент состоял из двух частей. В первой части (в течение двух месяцев) с целью определения эффективности применения был апробирован метод "срочной информации" (В.С.Фарфель, 1962). При оценке эффективности его использования учитывалась динамика показателей скоростно-силовых дифференцировок до и после применения метода "срочной информации".

Во второй части в процессе учебно-тренировочных занятий в течение четырех месяцев были апробированы специально разработанные упражнения и рекомендации для совершенствования умения управлять скоростью и силой при выполнении специфических движений в боксе.

В качестве критерия эффективности применения данной методики учитывались результаты участия боксеров экспериментальной и контрольной групп в соревнованиях.

Как известно, понятие "срочная информация" предполагает ее подачу на уроке или тренировочном занятии по окончании движения, чтобы при его повторении были внесены сделанные благодаря поданной информации коррективы. При совершенствовании умения управлять скоростью удара боксерам сообщалось время движения перчатки от начала удара до цели. В опытах на дифференцировку силы удара сообщался результат силы удара в относительных единицах. Для переработки информации и принятия решения спортсменам необходимо время. Наиболее оптимальным для этого является промежуток времени 7-10 сек. (Т.А.Торхауэр, 1970). При совершенствовании скоростно-силовых дифференцировок удара методом "срочной информации" внимание боксеров сосредотачивалось на тех мускульно-двигательных ощущениях, с которыми связано выполнение ударного движения. Спортсменов учили сознательно регулировать быстроту и силу ударов, правильно оценивать те мельчайшие промежутки времени, в течение которых длится удар. Знание объективной скорости и силы своих ударов, умение правильно оценивать эти параметры и сознательно их регулировать - вот те принципы, с помощью которых боксеров учили точно управлять скоростью и силой ударных движений в боксе.

С каждым спортсменом экспериментальной группы в течение двух месяцев для совершенствования скоростно-силовых дифференцировок методом "срочной информации" было проведено 8 занятий, после чего было проведено контрольное обследование.

Результаты. В экспериментальной группе точность дифференцировки скорости удара возросла в среднем на 32,4%, показатели дифференцировки силы удара улучшились на 35,7%. В контрольной группе данные показатели улучшились незначительно и составили соответственно 5,7% и 6,1%.

Вторая часть педагогического эксперимента.

Методика. Занятия в экспериментальной и контрольной группах проходили в форме урока. Всего было проведено 42 занятия. Различия в учебно-тренировочном процессе между группами заключались только в вопросах, связанных с методикой обучения скоростно-силовым дифференцировкам. После применения метода "срочной информации" испытуемые экспериментальной группы научились довольно точно соразмерять скорость и силу как одиночных, так и серийных ударов. Вследствие этого в тренировочных занятиях при совершенствовании различных ударов обучаемым давалась четкая установка, с какой силой их наносить. Постоянно в процессе тренировочных занятий внимание боксеров заострялось на величине усилия наносимого удара как одиночного, так и в сериях.

Например: один боксер условно атакует прямым ударом левой в голову, правой - контратакует из трех ударов: прямой удар правой в туловище, боковой левой в голову, прямой правой в голову. Боксеру, который контратаковал, давалась установка наносить удары с различной силой: первый удар - 60% от максимальной, второй - 80%, третий удар наносился с максимальной силой.

Таким образом, основное внимание боксеров сосредотачивалось на последнем ударе, наносимым с максимальной силой. В тренировочных боях спортсменов учили в зависимости от ситуации, складывающейся на ринге, правильно распределять усилия при выполнении одиночных и серий ударов.

В тренировочных занятиях при совершенствовании скоростно-силовых дифференцировок удара боксерам давалась следующая установка - одиночные удары следует дифференцировать как по скорости, так и по силе, серии ударов целесообразно наносить с максимальной скоростью, но с различной силой.

Для совершенствования скоростно-силовых дифференцировок в тренировочных занятиях применялось упражнение "бой с тенью" с гантелями разного веса. Давались специальные упражнения на боксерских снарядах разного веса "круговым" методом. Во время выполнения этого упражнения боксерам давалось задание наносить удары с различной силой, принцип распределения усилий в зависимости от количества ударов в сериях. Смена снарядов занимающимися проходила в зависимости от задания тренера как во время проведения раунда, так и после каждого раунда. Выполняя эти упражнения, боксеры непроизвольно совершенствовали скоростно-силовые дифференцировки различных ударов. По "легкой" группе они наносили преимущественно быстрые, но не сильные удары, а по тяжелому мешку акцентированные удары с максимальной силой.

Применялись также упражнения с медицинболом. Они выполнялись с партнерами - один боксер выполнял упражнения, двое других - помогали. Предлагалось два варианта упражнения: толчки медицинбола одного веса на разные расстояния и толчки медицинбола разного веса на одно и то же расстояние. Таким образом испытуемые постоянно учились правильно распределять усилия для того, чтобы точно выполнить задание.

Для определения эффективности применения данной методики в качестве критерия учитывались результаты участия боксеров экспериментальной и контрольной групп в соревнованиях, где они встречались между собой и с другими боксерами.

Таблица

Группы Общее кол-во боев Из них выиграно,
%
Кол-во боев проведенных между собой Из них выиграно, % Кол-во боев проведенных с другими боксерами Из них выиграно,
%
Экспериментальная = 12 76 76,3 27 74,1 49 77,5
Контрольная = 13 81 44,5 25,9 54 53,7

Результаты. Из таблицы видно, что боксеры экспериментальной группы значительно чаще одерживали победы в соревнованиях. В итоге шесть боксеров этой группы, имеющие третий спортивный разряд, выполнили норматив второго разряда, а два спортсмена выполнили норматив первого разряда. В контрольной группе за время педагогического эксперимента лишь пять боксеров выполнили норматив второго разряда.

В результате педагогических наблюдений во время соревнований было отмечено, что боксеры экспериментальной группы научились правильно распределять свои усилия в ударных движениях, в поединках они своевременно наносили как легкие, так и сильные, акцентированные удары, что в конечном счете приводило их к победе. Итоги соревнований и педагогические наблюдения подтвердили эффективность применения метода "срочной информации" и специальных упражнений для совершенствования временных, скоростных и силовых дифференцировок в учебно-тренировочных занятиях.

Таким образом, данное исследование подтвердило предположение о том, что совершенствование способностей управлять временем, скоростью и силой ударных движений в боксе дает положительный эффект, значительно сокращает сроки овладения рациональной техникой и способствует росту спортивного мастерства.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Качурин, А.И. Пути совершенствования дифференцирования скорости и силы ударов в боксе / Качурин А.И., Киселев В.А. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 227-229.