УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ВИДАХ СПОРТА С ЦИКЛИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОВОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ВИДАХ СПОРТА С ЦИКЛИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ткачук А.П., РГАФК, Москва

Сейчас предпринимаются попытки дискредитации системы построения периодизации спортивной тренировки (3) на том основании, что эта система якобы, строилась без учета "принципов теории адаптации"* (6).

В этой связи полезно напомнить критикам и "ниспровергателям", что ни им самим прежним, ни тем более тренерам - новаторам (тридцать лет назад даже не слышавшим о теории адаптации) представления о микро-, мезо-, и макроциклах лишь помогали создавать и реализовывать изящные по замыслу и эффективные тренировочные программы. Значимость некоторых плодотворных идей не утрачена до настоящего времени.

Речь идет о методике (с условным названием "Триада") обеспечивающей последовательное достижение состояния "адаптированности" к нагрузкам определенной длительности и интенсивности посредством их трехкратного повторения как в одном тренировочном занятии, так и в течение трех дней подряд. Проявляется эта новая степень адаптированности в достоверном снижении к третьему дню тренировки ЧСС (на 5-7 уд/мин) и ощущений субъективной тяжести нагрузки в сравнении с 1 и 2 днями "Триады".

"Триадный" методический подход был впервые предложен и с успехом опробован в системе подготовки элитных гребцов в начале 70-х годов засл. тренером СССР, к.т.н. Лосавио Г.С., являвшимся, в силу занятости по основной работе, "лучшим тренером-любителем среди профессионалов". Его воспитанниками являются олимпийский чемпион в двойке парной 1964 г (Токио) Борис Дубровский и группа МСМК и заслуженных мастеров спорта , в том числе и автор доклада.

При формулировании изложенных в первых абзацах принципов тренировки Г.С.Лосавио исходил отнюдь не из широко известных ныне положений теории адаптации. Я считаю, что моего последнего учителя в спорте посетило в тот миг прозрение, гениальное в своей простоте.

Все мы знаем наш фольклор, где каждому персонажу сказки или былины для достижения успеха всегда предоставлялись "три попытки": лишь с третьего удара отлетала голова Змея Горыныча, третья стрела приносила удачу в виде Царевны-лягушки, на третий "заброс" невода в него попадала Золотая рыбка.

Нет сомнений, что под всем этим есть прочная "психофизическая" основа, примеченная народом в незапамятные времена.

И лишь в построении тренировочного процесса эта народная мудрость почему-то не принималась во внимание.

Если исходить из предположения, что каждая отдельная тренировка - это попытка стимулировать развитие определенного физического качества, умения, то естественно было бы дать спортсмену возможность как минимум трёх повторений для приспособления, закрепления, "привычки" к этому упражнению на протяжении трех дней.

Тренер же, зачастую делает все для того, чтобы не дать организму своих подопечных адаптироваться, предъявляя ему новые и новые задачи. "Проистекает такой "алогичный" стиль деятельности из непонимания истинных физиологических механизмов адаптации и сути собственно адаптационных изменений в ответ на нагрузки, различные по качеству и силе воздействия".

В результате использования в тренировочном занятии, микро-, мезо- и макроциклах разнонаправленных тренировочных нагрузок" ... о долговременной адаптации можно говорить лишь как о процессе с постоянно меняющимся вектором, но ни в коем случае не как о свершившемся факте адаптации". (4).

Прочность навыка, стабильность, высокий уровень работоспособности достигается предложенным нами способом гораздо проще и увереннее, без суеты, присущей стремлению ускоренно форсировать результат. Не лучше ли создать "плато высокой работоспособности" и с него, как альпинистам из базового лагеря, "штурмовать" необходимый для победы результат в главных стартах соревновательного периода?

Как же достигается подобная цель, например, в академической гребле?

Одной из выигрышных сторон предложенного методического подхода является то, что он не требует никаких "революций" и разрушения стройной системы спортивной тренировки, создававшейся и совершенствуемой в течение нескольких десятилетий.

В наиболее популярном недельном (7-дневном) микроцикле хорошо укладываются по две триады, после чего дается день активного отдыха с переключением на другие (не надоевшие) виды двигательной деятельности. Пассивный отдых, как давно установлено, менее эффективен.

Из опыта применения триад в академической гребле наилучшим образом зарекомендовала себя следующая схема: т. наз. "подводящий" к

началу соревновательного периода 7-недельный мезоцикл включает в себя два трехнедельных сбора (по 6 триад в каждом) с недельным перерывом между ними, из которого минимум двое суток выпадают на перелеты-переезды домой и из дома, а 5 тренировочных дней заполняются тренировками силовой направленности и аэробно-восстановительным бегом (велоездой).

При этом, в течение первого сбора закладывается база специальной работоспособности гребцов на режимах ниже уровня АнП.

Тренировочная формула I триады:

[ (3х40') темп 18 ] х 3 дня, отдых 15' , ЧСС < 140 уд/мин.

В каждой последующей триаде темп гребли повышается на 2 гребка, а длительность рабочего отрезка сокращается на 5 минут.

Тогда тренировочная формула 6-й триады будет иметь вид:

[ (3х15') темп 28 ] х 3 дня, отдых 10' , ЧСС < 170 уд/мин.

Первую триаду второго сбора следует начинать с темпа гребли 26 гр./мин и длительности отрезка 20', ЧСС < 160, а заканчивать на соревновательных режимах:

[ (3х6') темп 36 ] х 3 дня, отдых 6' , ЧСС > 180.

Учитывая то, что длительность работы на классической двухкилометровой дистанции в академической гребле около 6 минут, то после подобного "подведения" к соревновательному периоду смело можно выступать в серии стартов без специальной "скоростной подготовки".

В подтверждение данного тезиса существует убедительное доказательство: на одном из весенних УТС сб. команды страны экипаж четверки распашной без рулевого ( 4- ) готовясь по вышеприведенной схеме, сумел победить в четырех из пяти классах распашных лодок - двух двойках и двух четверках ( с рулевым и без рулевого). На пути к успеху спортсменам пришлось в течении двух дней "гоняться" 6 раз - по 3 гонки в день. Ни до, ни после никому а академической гребле не удавалось даже приблизится к этому достижению.

Нами была осуществлена экспериментальная проверка эффективности предлагаемого методического подхода при развитии специальной силы и силовой выносливости в условиях искусственно управляющей среды ( на Гребном эргометрическом комплексе - ГЭК). В ходе 7-недельного мезоцикла, участнику автоэксперимента удалось:

- увеличить с 270 до 1350 количество гребков, выполняемых за одну "Триаду" в фиксированном темпе 15 гр./мин. (при этом каждый гребок выполнялся с установкой на около предельные силу, работу, мощность и длину гребка);

- получить прибавки следующих показателей: силы на 22%, работы за гребок на 20%, мощности на 17% и длины гребка на 5%. (см. Сб. трудов молодых ученых и студентов РГАФК, 1998, стр. 205 - 208).

В дальнейшем, в ходе сезона 1998 года, проведенного без единого дня сборов и без отрыва от учебы в РГАФК, студенту 1 курса специализации гребного спорта, Роману Цедилину удалось работая по схеме "триадного подхода" стать финалистом Чемпионата России и повторить свой лучший результат в академической одиночке на дистанции 2 км., равный 7'15". При этом общий объем работы составил всего 550 часов за 9 месяцев (230 рабочих дней), т.е. менее 2,5 часов в день.

Километраж гребли "на воде" составил всего 1000 км, тогда как основные соперники имели к этому сроку показатели в пределах 2-2,5 тыс. км., так же как и он сам ранее - в период нахождения в штатной команде ЦСК ВМФ.

Тем самым нами был создан прецедент достижения хороших результатов лишь путем рационализации построения тренировочного процесса на основе "триадного" методического подхода.

Выводы:

Применение "Триад" представляет собой пример реализации оригинального методического подхода к построению системы подготовки элитных спортсменов (на примере академической гребли).

"Триадный подход" не требует радикальных изменений стройной системы периодизации тренировки (по Л.П.Матвееву), т.к. легко "встраивается" в структуру микро-, мезо- и макроциклов.

Применение рекомендуемого методического подхода в циклических локомоциях обеспечивает постепенное выведение спортсмена на "плато высокой работоспособности" и снижает риск функциональных перегрузок.

Тренер получает возможность частично освободиться от рутинной деятельности, по управлению тренировкой и повышать свой творческий потенциал, а спортсмен - осознанно совершенствовать свое мастерство, тоньше чувствовать нюансы состояния за счет закрепления эффекта "психофизического шкалирования" при неоднократных повторениях заданных режимов деятельности.

Литература.

1. Матвеев. Категории "развития", "адаптации" и "воспитание" в теории физической культуры и спорта (давние, но не стареющие и новые идеи) / Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 1. С. 5-6.

2. Матвеев Л.П., Ф.З. Меерсон. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам. - В кн.: Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984.

3. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1964, 1965.

4. Павлов. Основы теории адаптации и спортивной тренировки. / Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 1. С. 12 -15.

5. Ширковец, Б.Н. Шустин. Соотношение "стрессор - адаптация" как основа управления процессом тренировки. / Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 1. С. 26-28.

6. Верхошанский Ю.В. // Теор. и практ. физ. культ., 1998, № 7. С. 47-54


* Под термином "адаптация" мы понимаем процесс приспособления организма к действующему раздражителю (стимулу), которым в нашем случае является тренировочная нагрузка. Сам же достигнутый эффект такого приспособления обозначается термином "адаптированность" (см Л.П. Матвеев, ТиПФК, №1, 1999 - с. 5-6).


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ткачук, А.П. Управленческие и педагогические аспекты нового методического подхода к проблеме оптимизации системы подготовки в видах спорта с циклическим характером деятельности // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 345-351.