МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГАНДБОЛИСТОВ В РАМКАХ МИКРОСТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

МОДЕЛИ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГАНДБОЛИСТОВ В РАМКАХ МИКРОСТРУКТУРЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Тхорев В.И., Кубанская ГАФК, Краснодар

Качественное управление подготовкой спортсменов предполагает наличие соответствующих моделей тренировочной работы" отражающих величину и соотношение ее основных компонентов в различных структурных образованьях тренировочного процесса на конкретных этапах становления спортивного мастерства. Многоцелевая направленность подготовки в спортивных играх обуславливает, в свою очередь, необходимость присутствия в этих моделях оптимального сочетания и рациональной последовательности используемых тренировочных средств.

Острый дефицит в командных спортивных играх научно обоснованных и целенаправленных тренировочных программ, ориентированных на достижение и удержание необходимого для демонстрации высокого спортивного результата уровня специальной подготовленности спортсменов, предопределил формулировку следующей цели настоящего исследования -оптимизировать процесс функциональной подготовки квалифицированных гандболистов путем разработки моделей нагрузки в пределах микроструктуры тренировочного процесса.

Исследования проводились в рамках научно-методического обеспечения национальной и молодежных сборных России, а также клубной гандбольной команды высшего дивизиона СКИФ (Краснодар). Разработка моделей тренировочной нагрузки квалифицированных гандболистов осуществлялась на уровне отдельных: двигательных заданий, тренировочных занятий, дней и микроциклов подготовки.

Результаты проведенных исследований с должным основанием позволяют констатировать:

1. Ведущими компонентами функциональной подготовленности квалифицированных гандболистов, призванными обеспечить эффективную соревновательную деятельность в порядке значимости являются: прыгучесть; общие силовые способности; взрывная сила рук; специальная выносливость (подвижность); скоростные способности.

Разработанные тренировочные программы специальной функциональной подготовки спортсменов, основанные на аттестации двигательных заданий по целевой направленности, внешним параметрам выполнения и "нагрузочной стоимости", позволяют моделировать должную величину тренировочной нагрузки в соответствии с решаемыми задачами.

2. Оптимальным вариантом построения отдельного тренировочного занятия функциональной подготовки гандболистов является последовательное решение двух разнонаправленных задач. Пары предпочтительных совмещений составили комплексы упражнений, направленные на последовательное воспитание:

- силовых и координационных способностей:

- скоростных качеств и взрывной силы рук:

- специальной выносливости и взрывной силы рук;

- взрывной силы рук и прыгучести.

3. Практическая апробация разработанных моделей построения подготовки квалифицированных гандболистов, включающих рациональное распределение занятий различной целевой направленности и степени тренировочного воздействия в рамках рабочего дня, способствовала росту эффективности управления учебно-тренировочным процессом и повышению спортивного мастерства игроков.

4. Отсутствие существенных различий в степени и характере корреляционных связей между показателями тренировочной нагрузки с увеличением структурного образования подготовки квалифицированных гандболистов обусловлено устойчивостью имеющихся закономерностей. Данное положение свидетельствует о наличии единых рычагов управления подготовкой спортсменов в рамках микроструктуры тренировочного процесса.

5. Разноплановость используемых на практике вариантов построения микроциклов предопределила разработка схемы целевой направленности подготовки игроков в течение данного структурного образования различной продолжительности. В ее основа положены модели рационального сочетания тренировочных заданий, направленных на воспитание отдельных двигательных способностей спортсменов.

Предпочтительным вариантом ориентации занятия функциональной подготовки квалифицированных гандболистов в первый день каждого микроцикла, независимо от его продолжительности, сложит сочетание двигательных заданий силовой и координационной направленности.

Основной целевой установкой второго дня всех рассматриваемых микроциклов является воспитание скоростных способностей и развитие взрывной силы рук с использованием медболов.

Ведущей направленностью третьего дня трех-, четырех- и шестидневного микроциклов является развитие специальной подвижности. В двух первых случаях, в сочетании с прыгучестью, которая, в свою очередь, служит основной целевой направленностью функциональной подготовки спортсменов в третий день пятидневного микроцикла.

Последние дни четырех-, пяти- и шестидневных микроциклов базового и подготовительного этапов подготовки квалифицированных гандболистов характеризуются ориентацией на воспитание и поддержание необходимого уровня общей выносливости.

6. Ограниченная 2-6 днями продолжительность микроциклов не позволяет добиться существенных и долговременных адаптационных сдвигов в организме квалифицированных гандболистов. В связи с чем, предпринятая нами попытка конкретизации оптимальных числовых значений параметров тренировочной нагрузки отдельного микроцикла посредством регрессионного анализа не привела к практически приемлемому разрешению данной проблемы в виду излишней сложности математических моделей, описывающих данные закономерности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тхорев, В.И. Модели построения функциональной подготовки квалифицированных гандболистов в рамках микроструктуры тренировочного процесса // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 360-363.