ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Казакова М.С.

Российская государственная академия физической культуры

Среди наиболее часто использующихся в практике физического воспитания детей дошкольного возраста видов физических упражнений, одно из ведущих мест занимают упражнения с выраженной ритмической доминантой, выполняемые с музыкальным сопровождением, так называемые, музыкально - ритмические упражнения.

В связи с этим, нам представлялась актуальной разработка методики двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста, которая, решая основную задачу - формирование привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, позволяла бы обогащать индивидуальный моторный опыт детей разнообразными формами музыкально - ритмических упражнений, развивая способности к обучению ритмично организованным двигательным действиям.

В качестве рабочей гипотезы нами было сформулировано предположение о том, что комплексное использование в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста музыкально-ритмических упражнений и двигательных заданий, развивающих способности к дифференцированию и воспроизведению темпо-ритмической компоненты двигательных действий, позволит, не снижая уровня физического состояния, улучшить способность детей к обучению новым формами музыкально-ритмических упражнений.

Основное содержание методики двигательно-ритмического воспитания детей средних, старших и подготовительных к школе групп составили музыкально - ритмические упражнения, постепенно повышающей сложности, параллельно с которыми использовались специальные двигательные задания с ритмической компонентой, выполняемые как без, так и с музыкальным сопровождением, а также музыкально ритмические игры.

В целях экспериментальной проверки разработанной нами методики, с сентября 1999г по май 2000г на базе двух московских ДОУ № 1791 и ДОУ № 1291 методом параллельных групп был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети 4 - 7 лет, посещавшие средние, старшие и подготовительные к школе группы.

Структура годичного цикла занятий в обеих группах включала в себя последовательное изучение в течение 8 - и занятий 4-х комплексов музыкально - ритмических упражнений, при этом сюжетная линия каждого комплекса сохранялась без изменения в обеих группах. Продолжительность занятий в контрольных и экспериментальных группах была одинаковой: в средних группах - 25 мин, в старших - 30 мин, в подготовительных - 35 мин. Последнее - 8-е занятие было итоговым и одинаковым по структуре и содержанию в обеих группах.

В контрольных группах двигательное содержание составляли сюжетно оформленные комплексы музыкально - ритмических упражнений, выполняемые без изменений на протяжении всех 8-ми занятий.

Экспериментальная методика дополняла двигательное содержание каждого занятия двумя разновидностями упражнений. К первой относились двигательные задания с ритмической доминантой, которые целенаправленно развивали способность дифференцировать и воспроизводить сначала простые, отчётливо выраженные ритмические акценты двигательных действий, а затем, всё более сложно ритмованные структуры двигательных актов.

Второй вид упражнений составляли музыкально-ритмические игры, которые, постепенно усложняясь, давали возможность знакомить детей с разнообразным музыкальным материалом. В общей сложности, в средней, старшей и подготовительной группах двигательные задания занимали, соответственно, 10%, 30% и 40% времени занятий.

Результаты начального и итогового компьютерного тестирования ритмических способностей детей, принявших участие в эксперименте, показали, что прирост результатов детей средних возрастных групп, занимавшихся в экспериментальной и контрольной группах, оказался практически одинаковым, составив соответственно 12% и 11% к исходному уровню. Иная картина наблюдалась у детей старших и подготовительных групп. В старших группах занятия по экспериментальной методике позволили увеличить результаты тестирования на 42%, тогда, как в контрольной группе этот показатель составил только 27%. Почти одинаковые показатели исследованного признака наблюдались и у детей подготовительных к школе групп, составляли соответственно 30% и 44%. Проверка однородности выборок в каждой из обследованных возрастных групп выявила значимость различий у детей старших и подготовительных к школе групп.

Исследование способности к обучению музыкально - ритмическим упражнениям выявило статистически достоверное преимущество занятий по экспериментальной методике. Средняя экспертная оценка качества самостоятельного выполнения детьми подготовительных к школе групп контрольной комбинации, составленной из музыкально - ритмических упражнений, обучение которой проходило одинаково в обеих группах, в экспериментальной группе составила 8,8 балла, а в контрольной группе - 7,2 балла.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Казакова, М.С. Двигательно-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 35-37.