ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

Квашук П.В.

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры

Исследование было направлено на совершенствование теоретических и методических основ реализации принципа индивидуализации подготовки в юношеском спорте.

В результате теоретического анализа была разработана концепция исследования проблемы индивидуализации в юношеском спорте, согласно которой в основу теоретических и методических положений, направленных на совершенствование системы управления индивидуальной подготовкой юных спортсменов, должен быть положен функционально-временной принцип систематизации индивидуально-типологических признаков, учитывающий врожденные и приобретенные конституциональные особенности детей, стратегию адаптации и поведения при воздействии различных внешних факторов в период их роста и развития.

В этой связи на ранних этапах подготовки (этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) индивидуализация учебно-тренировочного процесса предполагает учёт уровня биологической зрелости, классификацию морфофункциональных особенностей и двигательных способностей занимающихся, их соответствие требованиям вида спорта; изучение индивидуальной динамики развития основных физических качеств и функций организма юного спортсмена в сенситивные периоды и разработку критериев для оценки темпов развития; выявление индивидуальных способностей к обучаемости различным упражнениям; исследование типологических свойств нервной системы и темперамента.

На более поздних этапах (этап углубленной тренировки и спортивного совершенствования) необходима разработка комплексных критериев оценки индивидуальных особенностей в соответствии с перспективной моделью соревновательной деятельности.

Установлена тесная взаимосвязь различных сторон подготовленности юных спортсменов с их индивидуальными биологическими особенностями.

При детальном рассмотрении различных морфологических, функциональных и биохимических параметров можно выделить огромное множество составляющих индивидуального проявления двигательных способностей.

По-видимому, нет необходимости рассматривать все, имеющиеся стороны индивидуальности спортсмена. Мы считаем наиболее важным, выделение специфических особенностей, связанных с реализацией потенциальных психофизических и функциональных возможностей индивида в соревновательной деятельности.

В этой связи, предлагаем первый принцип построения индивидуальных тренировочных программ сформулировать как принцип причинности, предполагающий выявление и учет факторов, ограничивающих проявление двигательных способностей и реализацию резервных возможностей функциональных систем, обеспечивающих достижение запланированного спортивного результата.

Изучение индивидуальных особенностей юных спортсменов и поиск возможных вариантов коррекции тренировочного процесса показывает, что при четком определении причины отставания в проявлении каких-либо двигательных способностей, возможна успешная компенсация и преодоление отрицательного влияния индивидуальных качеств, лимитирующих специфическую двигательную деятельность.

Поэтому спортсмены, обладающие различным набором индивидуальных свойств и способностей, могут достигать приблизительно одинаковых спортивных результатов.

Таким образом, важным условием индивидуального программирования учебно-тренировочного процесса является наличие нескольких равноценных методических подходов, позволяющих с одинаковой вероятностью добиться желаемого результата.

Данное положение позволило сформулировать второй принцип построения индивидуальных тренировочных программ, как принцип неопределенности, предполагающий возможность программирования учебно-тренировочного процесса, направленного на компенсацию выявленного лимитирующего фактора за счёт различного набора и соотношения имеющихся резервных возможностей, что ведет к формированию индивидуального стиля как в соревновательной деятельности, так и в построении учебно-тренировочного процесса.

Третий принцип, которым необходимо руководствоваться при разработке индивидуальных учебно-тренировочных программ, по нашему мнению, может быть сформулирован как принцип согласованности, предусматривающий в рамках индивидуализации учебно-тренировочного процесса соблюдение принципов и методических требований теории и методики детского и юношеского спорта, на которых основывается управление подготовкой юных спортсменов, а именно, целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству, утилизации физических качеств в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов, соразмерности развития основных физических качеств, учета ведущих факторов на различных этапах многолетней тренировки, что с одной стороны, несколько ограничивает рамки индивидуализации подготовки, но с другой стороны, без сомнения, систематизирует учебно-тренировочный процесс.

Совершенствование системы комплексного контроля велось в направлении разработки методических приемов определения индивидуальных норм физической подготовленности и функционального состояния.

Теоретический анализ материалов, представленных в специальной научно-методической литературе, позволил дать формулировку, согласно которой под динамической индивидуальной нормой развития какого-либо двигательного качества понимается прогноз результатов в тесте, определяющем это качество на некоторый заданный временной интервал (цикл, этап, период), на основе анализа ранее зарегистрированной динамики результатов.

Выполненные исследования показали, что для определения индивидуальных норм развития двигательных качеств целесообразно применять многомерный статистический анализ результатов тестирования, на основе которого формируются уравнения множественной регрессии, для прогнозирования возможной динамики индивидуальной нормы изучаемых двигательных качеств.

Индивидуальной нормой текущего функционального состояния спортсмена, определяющей уровень его тренированности, может служить диапазон (амплитуда) возможного изменения показателей, характеризующих ведущие функциональные системы организма, обеспечивающие его работоспособность.

Установлено, что индивидуальной нормой тренировочной нагрузки является такая величина нагрузки, которая обеспечивает выраженное направленное тренировочное воздействие, не превышающее индивидуальных показателей функциональной активности организма в заданном режиме интенсивности.

Результаты проведенного исследования показали, что рациональное построение тренировочного процесса с учетом индивидуальных особенностей юных спортсменов позволяет добиваться высоких спортивных результатов спортсменам с различной структурой физической и функциональной подготовленности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Квашук, П.В. Теоретико-методические основы индивидуализации в юношеском спорте // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 44-47.