ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Коренберг В.Б.

Московская государственная академия физической культуры

В угоду долго господствовавшим в нашей стране "официальным" вульгарноматериалистическим представлениям затушевывался дуализм активности человека. Это нашло отражение и в "каноническом" изложении теории деятельности А.Н.Леонтьевым [1], хотя в своих работах он допускал важные отступления от монистических представлений о реалиях [1,2]. По-видимому, ограниченность категориального аппарата теории деятельности объясняется стремлением объяснить деятельность в монистических рамках, единственно тогда приемлемых. Категориальный аппарат теории деятельности нуждается в пересмотре - так предполагал и сам А.Н.Леонтьев [3]. Деятельность - дуалистичный компонент монистичного мира, что отнюдь не входит в противоречие с полноценной материалистической идеологией.

Активность субъекта "двухслойна": она протекает в объективном материальном мире, в реальности, но управляется субъектом исходя из субъективных представлений о текущей реальности: он организует свою активность, ориентируясь на идеальный мир своих знаний, восприятий и образов. Результаты активности объективно меняют реальный мир, и эти изменения опять-таки субъективно отражаются в идеальном мире субъекта. Осуществляются непрерывные переходы из "материального слоя" в "идеальный" и наоборот. Это отчетливо наблюдается в спортивной двигательной активности (СДА), где субъективность отражения реальности часто очень высока в связи с дефицитом времени и латентностью многих ее существенных факторов.

Иерархичность компонентов СДА различима легче, чем иерархичность умственной активности, что позволило обратить внимание на неадекватность ряда категорий "канонической" теории деятельности. Предлагается иерархия фрагментов СДА, выстроенная в соответствии с дуалистичностью ее структуры. Можно полагать, иерархия других типов активности аналогична.

Двигательной единицей спортивной деятельности является комплекс "формирование простой спортивной двигательной задачи (СДЗ) - ее решение" [4]. Под задачей подразумевается не задание, не требование, не трудность, не цель в конкретных условиях, не частная цель, как часто считают, а то, что нужно решать. СДЗ - психологическая категория, системный комплекс представлений, в котором можно условно выделить 6 блоков: 1) исходную ситуацию решения СДЗ (как модельный блок представлений), 2) желаемую конечную ситуацию решения СДЗ и характер преобразования исходной ситуации в конечную (цель СДЗ), 3) системные представления о не зависящих от субъекта факторах, которые могут быть существенными для решения СДЗ и его результатов, 4) системное представление о средствах для решения СДЗ, которые будут в распоряжении субъекта по ходу ее решения, 5) представления субъекта о принятых им ограничениях на использование этих средств. 6) представление о личностной значимости того или иного характера и уровня решения СДЗ. Решение СДЗ можно условно разделить на 4 принципиально различающихся этапа. Способность адекватно текущей реальности формировать и решать определенный круг сходных СДЗ (т.е. осуществлять двигательную единицу деятельности) - это двигательное умение.

Адекватность формирования СДЗ в значительной мере связана со способностью формировать исходную и конечную ситуации решения СДЗ [5]. Под спортивной двигательной ситуацией понимается развивающаяся в реальном времени целевая мысленная модель реальности, ориентированная на решение конкретной СДЗ и адаптированная к возможностям предстоящего ее эффективного решения. В такую ситуацию входят схематические представления субъекта о существенных компонентах материальных внешних условий, о существенных компонентах своего функционального состояния, о свойствах партнеров и противников, об их СДЗ и возможных вариантах их решения, а также о том, как партнеры и противники представляют себе СДЗ субъекта и ее возможные решения (концепция позиционных рефлексивных квазидвигательных задач)[4, 5, 6]. От такой ситуации следует отличать ориентировочную ситуацию, назначение которой общая, нецелевая ориентация в реальности. Ситуация - высокодинамичное психологическое образование.

Решение СДЗ вовне осуществляется входящими в его состав двигательными действиями (ДД). Каждое ДД - программный и программно регулируемый фрагмент двигательной активности, при его осуществлении воспринимаемый субъектом как нераздельная и в то же время отграниченная и законченная в смысловом отношении нераздельная целостность. Двигательная составляющая ДД - система движений и телодвижений. Ее программа и программа двигательных регуляций, как и сам нужный "набор" и варианты ДД, формируются в рамках решения СДЗ.

Мотив - побуждение к осуществлению единицы деятельности, но никак не предмет [1] (даже если предметом считать представление о нем [2]). Мотив формируется на основе кратковременного соединения потребностей (квазипотребностей по К.Левину), ориентировочной ситуации и мотивации (понимаемой как долговременное устойчивое трансситуативное побуждение к долговременной активности качественно особого жизненно важного смыслового содержания - как побуждение к конкретной деятельности).

Особую роль в решении СДЗ играет психологическая категория, которую предлагается обозначить термином "двигательная метапрограмма" СДЗ. Ее содержание: программы регуляций ДД, включенных в решение СДЗ, программа оперативного и отставленного оценивания осуществления ДД (включающая критерии и шкалы оценивания), критерии кардинальной коррекции или смены ДЗ, планы "запасных" ДЗ и др.

Литература.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // В кн.: Избр. психол. произв.-М.: Педагогика, 1983.-Т.II.

2. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности//В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психология.-М.: Изд. МГУ, 1983.

3. Леонтьев А.А. Предисловие //В кн.: А.Н. Леонтьев и соврем. психология.-М.: Педагогика, 1983.

4. Коренберг В.Б. Решение задачи, умение, навык//Вопр. псхол., 1993. -№ 2.

5. Коренберг В.Б. Спортивная двигательная ситуация//В кн: На рубеже XXI века. Год 2000-й. Науч. альманах.-Малаховка: МГАФК, 2000.

6. Коренберг В.Б. Нетрадиционный взгляд на решение спортивных двигательных задач//Теор. и пр. физ. культ., 1994.-№ 11.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коренберг, В.Б. Деятельностные аспекты спортивных двигательных задач // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 48-51.