ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СИСТЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СИСТЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Менхин Ю.В.

Московская государственная академия физической культуры

В представляемых материалах предпринята попытка дескриптивно показать строение физического воспитания как полиморфной и многофункциональной педагогической системы, обладающей рядом неоднородных подсистем, связанных прямыми и обратными связями.

Системообразующими элементами в нашем построении выступают:

1) цель функционирования системы;

2) состояние объекта воздействия;

3) специфические объединения средств и методов управления состоянием объекта;

4) аппарат сличения реального состояния объекта с параметрами цели и коррекции управляющих воздействий.

Целью физического воспитания может быть признано обеспечение совершенства психофизических способностей человека. Принципиально, достигнутость этого совершенства может быть признана в том случае, если объект физического воспитания ("ФВ"), т.е. занимающийся обладает абсолютным здоровьем, надежным двигательным потенциалом, комплексом личностно-социальных психических качеств и интеллектом как инструментом реализации цели.

При этом отсутствие любой из названных подсистем модели ФВ или их взаимосвязей исключает правильное представление о цели психофизического совершенствования ("ПФС") и способах ее достижения. Причем, какая-либо компенсация исключается.

Такая модель - гипотетична, поэтому и определена как идеализированная, так же как и соответствующая цель ФВ, к которой, тем не менее, следует стремиться.

В то же время наиболее реалистична цель (и модель) ФВ, скорректированная в зависимости от состояния объекта воздействия в целом и по каждой из значимых характеристик функциональных систем, физической сферы, психической сферы и интеллекта - в совокупности рассматриваемых как психофизические кондиции (или здоровье).

Индивидуально скорректированная цель ФВ (СЦФВ) в конечном счете определяет диссоциацию двух основных направлений в ФВ - оздоровительное и спортивное - образующих специфические объединения средств и методов управления состоянием объекта в соответствии со скорректированной целью ФВ и в свою очередь диссоциирующих как подсистемы с четкой целевой ориентацией.

В ФВ оздоровительной направленности ("А") действуют две основные подсистемы, в целом обеспечивающие психофизическую дееспособность в соответствии с требованиями быта и профессиональной деятельности: подсистема восстанавливающих воздействий (1) и подсистема развивающе-формирующих воздействий (2).

ФВ спортивной направленности ("Б") имеет три подсистемы, решающие задачи достижения высших уровней психофизических проявлений: "олимпийский спорт" (3), "параолимпийский спорт" (4) и "массовый спорт" (5).

Показанное размежевание направлений и подсистем ФВ не антагонистично, оно может быть лишь этапным и в целом подсистемы взаимосвязаны, и дополняют друг друга.

Объектом оздоровительных воздействий в ФВ являются либо люди, развитие психофизических кондиций которых не достигло некоего стандартизированного уровня, но отставание находится в пределах допустимых отклонений, либо люди, имеющие нарушения в деятельности функциональных систем, а также инвалиды.

К спортивно-олимпийскому направлению обращаются те, кто имеет талант, одаренность или достаточно четко выраженные специальные способности, - что, в конце концов, позволяет им достичь высших уровней психофизических проявлений. К сожалению, в силу специфических воздействий специализированной спортивной деятельности они не могут достичь уровня ИЦПФС. Однако демонстрируют эталонные уровни преимущественного развития ряда качеств, которые становятся модельными для людей будущего.

Кроме того, в ходе исторического развития спорта разрабатываются и апробируются самые эффективные средства и методы психофизического совершенствования, которые с некоторыми поправками на специфику состояний занимающихся и основные цели их совершенствования с успехом могут использоваться в любой из перечисленных подсистем.

В свою очередь, каждая из последних может оказать влияние на другие. Поэтому и возможен переход объекта с одного уровня ПФС на другой. Поэтому четких взаимосвязей подсистем ФВ значительно больше, чем диссоциаций, они прочнее и более значимы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Менхин, Ю.В. Физическое воспитание как система психофизического совершенствования // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 73-75.