МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕТКОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БРОСКОВ МЯЧА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕТКОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БРОСКОВ МЯЧА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

М.С.Николаева, Н.Н.Эсмурзиева, В.Н.Селуянов

Основными техническими действиями с мячом в художественной гимнастике являются махи, каты, балансировка, отбивы и бросковые движения. Различают вертикальные и высоко-далекие броски. Занятия художественной гимнастикой требуют от спортсменок высокой хореографической подготовленности, проявления гибкости, быстроты и ловкости, психологической устойчивости, специальной выносливости и др. Среди многообразия качеств, определяющих уровень технической подготовленности гимнасток, большую роль играет меткость. В доступной литературе тестов, измеряющих меткость в художественной гимнастике, мы не нашли.

Цель: изучить меткость гимнасток при выполнении высоко-далекого броска мяча и разработать тест, оценивающий меткость гимнасток. Для достижения цели было выполнено 2 эксперимента.

 

Эксперимент 1

Задачи: 1. Изучить меткость гимнастки высшей квалификации при выполнении высоко-далеких бросков. 2. На основе эксперимента выработать оптимальные условия для разработки теста, оценивающего меткость гимнасток при высоко-далеких бросках мяча.

В эксперименте приняла участие мсмк по художественной гимнастике, правша, возраст 22 года, стаж занятий 13 лет, длина тела 164 см, масса тела 53 кг.

Она выполнила три раза по 100 бросков мяча в мишень, расстояние до которой 5 м, 7 м, 10 м. Наблюдения и записи соревновательной деятельности спортсменок показали, что расстояния 5, 7, 10 м являются средними, наиболее часто используемыми в групповых упражнениях.

Испытуемая выполняла бросок, а экспериментатор отмечал координаты каждого попадания по осям Х - поперек направленности броска и У - вдоль направленности броска с точностью до 2 см. Экспериментальные данные были статистически обработаны.

 

Результаты

Статистическая обработка координат попаданий в мишень с расстояния 5, 7 и 10 м показала, что наблюдается отклонение центра попадания от центра прицеливания в левую сторону на 8,28 см (5 м), на 13,66 см (7 м) и на 10,78 см при расстоянии 10 м. По оси У центр попадания от центра прицеливания отклоняется вниз на 27,69 см при броске на расстоянии 5 м и на 25,54 см при броске на расстоянии 10 м. При броске мяча с расстояния 7 м центр попадания отклоняется вверх на 3,94 см. Рассеивание попаданий от центра прицеливания измеряется средним квадратическим отклонением х±20,8 см, у±46,2 см на расстоянии 5 м, х±20,3 см, у±38,1 см на расстоянии 7 м, х±31,3 см, у±34,3 см на расстоянии 10 м.

Различия между х10 и х7 не достоверны (P>0,05). Между х5 и х7 различия статистически достоверны (P<0,05). Качество "меткость" оценивается точностью попаданий в цель и обычно измеряется средним квадратическим отклонением по осям Х и У. Погрешность оценки точности зависит от числа выполненных бросков. Данные изменения погрешности оценки стандартного отклонения через каждые 10 бросков (выполненные с расстояния 10 м) показывают, что после выполнения 40 бросков погрешность практически не изменяется. Поэтому можно предположить, что для оценки меткости гимнасток при высоко-далеких бросках необходима мишень радиусом 33 см (в художественной гимнастике ею может являться обруч диаметром около 70 см), достаточно выполнить 40 бросков, подсчитывая количество попаданий в обруч. Вероятность попадания в обруч у мсмк составит около 70%.

 

Эксперимент 2

Задача: проверить тест, оценивающий меткость гимнасток различного уровня физической подготовленности и квалификации при выполнении высоко-далеких бросков мяча.

Испытуемые: в эксперименте приняли участие 25 гимнасток: 6 перворазрядниц, 3 кмс, 3 мс и 13 мсмк. Средний возраст перворазрядниц 9±1 лет, средняя длина тела 139,6±10 см. Средний возраст кмс 11±0,5 лет, средняя длина тела 156±6 см. Средний возраст мс 13±1 лет, средняя длина тела 154,3±4 см. Средний возраст мсмк 20±1 лет, средняя длина тела 158,4±5 см. Каждая спортсменка выполнила по 40 бросков в мишень, которую последовательно располагали на расстоянии 4, 6, 8, 10 м. Выполняли подсчет количества попаданий в мишень, а по отношению количества попаданий к общему количеству бросков в мишень оценивали точность спортсменки.

Результаты. С увеличением расстояния до цели происходит уменьшение точности с 50% до 10%. При бросках на расстояние 4 и 6 м точность ухудшается не достоверно, а при бросках на 8 м возникают проблемы у 9-летних спортсменок из-за слабой физической подготовленности, у 13-15-летних гимнасток резкое снижение точности наблюдается при бросках на 10 м. У мсмк точность бросков снижается постепенно и на расстоянии 10 м в среднем изменялась в диапазоне 70-90%.

Таким образом, из материалов экспериментов следует, что для оценки меткости следует использовать броски мяча в обруч диаметром 70 см на расстояние 6 м для гимнасток до 10 лет, на 8 м для гимнасток до 14 лет и 10 м для всех остальных. Для разработки нормативов, по которым можно будет определить уровень развития меткости, необходимо собрать дополнительный статистический материал.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Николаева, М.С. Методика оценки меткости при выполнении бросков мяча в художественной гимнастике / Николаева М.С., Эсмурзиева Н.Н., Селуянов В.Н. // Тр. учен. ГЦОЛИФКа. 75 лет : Ежегодник. - М., 1993. - С. 237-239.