МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В НАУКАХ О СПОРТЕ И ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В НАУКАХ О СПОРТЕ И ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Пилоян Р.А.

Московская государственная академия физической культуры

В науке отчетливо просматриваются два взаимосвязанных, но, тем не менее, достаточно самостоятельных процесса. Первый направлен на получение новых фактов, обнаружение закономерностей и законов развития тех или иных явлений. Эту сторону науки обычно связывают с методом (способом) получения новых знаний. Второй процесс направлен не столько на саму процедуру получения новых знаний, сколько на задачу максимального приближения этих знаний к истине. Его принято называть методологией. Не будем касаться всех вопросов методологии науки, а ограничимся лишь ее определением. Покажем разделы методологии, их цели и основные принципы при изучении спорта (табл.1).

Таблица 1

Разделы методологии науки, их цели и основные принципы приложения к спорту

Разделы

Цели

Основные принципы

Методология научного познания в целом. Понять сущность окружающей реальности. Всеобщей связи, движения и развития.
Методология науки о спорте. Постичь законы развития спорта, включенных в него людей и общества в целом. Конкретизации предмета, историзма (первич-ность деятельности и вторичность подготовки), системности и др.
Методология конкретного исследования. Кратчайшим путем приблизиться к истине при решении частной проблемы.  

Под методологией науки о спорте, мы, находясь на позициях диалектического материализма, понимаем совокупность положений (целей, идей, принципов и методов), которая облегчает ученым проникновение в сущность окружающей реальности - методология познания; позволяет более глубоко постичь законы развития спорта, включенных в него людей и общества в целом - методология науки о спорте; помогает кратчайшим путем приблизиться к истине при решении частных проблем - методология конкретного исследования.

Методологические принципы - это правила, которыми следует руководствоваться исследователям в своей деятельности. Подробнее раскроем принцип системности.

Системное видение сложных явлений корнями уходит в глубокую древность. Однако понадобилось несколько столетий, пока интуитивные догадки мыслителей прошлого о всеобщей связи и взаимозависимости явлений не получили концентрированное воплощение в системном подходе. Это научное течение, начиная с середины XX века, захватило умы передовых ученых, и, несмотря на то, что успехи сопровождались серьезными разочарованиями, приобрело статус методологического принципа, пренебрежение которым тормозит движение к истине. В таблице 2 представлено наше мнение о формах реализации, сущностных особенностях и основных признаках использования принципа системности в науках о спорте и физическом воспитании.

Из таблицы 2 видно, что познавательный интерес представляют эмпирическая и научная формы реализации принципа системности.

В докладе будет показано, каким образом осуществлялся переход от обыденного взгляда на тренировку как на систему управления спортсменом к рассмотрению управления тренируемостью спортсмена (В.С.Келлер), а от нее к управлению поведением спортсмена (В.М.Зациорский). Далее через описание системы подготовки спортсменов (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, В.М.Дьячков) к трехуровневой системе управления подготовкой квалифицированных единоборцев (А.А.Новиков и др.), а затем к принципиальной схеме управления многолетней подготовкой спортсменов (команд) на основе модели спортивного противоборства (Р.А.Пилоян, В.М.Игуменов, Ю.А.Шахмурадов, Ю.В.Орловская, А.Д.Суханов).

Таблица 2

Формы реализации, сущностные особенности и основные признаки принципа системности в науках о спорте и физическом воспитании

Формы Сущностные особенности Основные признаки
Декларированная Опора на здравый смысл Системность только заявлена
Эмпирическая Опора на знания основ системного подхода Показаны элементы системы и связи между ними
Научная Опора на теории Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Н.Леонтьева и другие системные концепции Помимо единства психофизического показан механизм опережающего отражения действительности

Определенное место будет отведено показу преимущества научной системности перед эмпирической не только при управлении подготовкой спортсменов, но и в ходе решения проблем олимпийского движения, а также при снятии противоречия между спортом для всех и спортом высших результатов в России. Выступление завершают выводы:

1. Реализация принципа системности в науках о спорте и физическом воспитании имеет три формы: декларированную, эмпирическую и научную.

2. Эмпирическая форма требует детального раскрытия состава системы и обозначения существующих информационных связей (прямых и обратных), но она недостаточно продуктивна для науки.

3. Научная форма требует опоры на системные теории Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева и другие концепции с показом единства психофизического и механизма опережающего отражения действительности, присущего биосоциальным системам.

4. Признаком системности конкретного исследования является наличие задачи по изучению мотивации спортсменов, тренеров, организаторов или зрителей.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Пилоян, Р.А. Методологический принцип системности в науках о спорте и физическом воспитании // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 87-89.