ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТКАМИ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТКАМИ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

Семиколенных Н.Л., Рубцова И.В.

Московская государственная академия физической культуры

Анализ литературы показал, что физическое воспитание студентов с избыточной массой тела почти никогда не было объектом исследований на уровне разработки конкретных методических подходов к проведению наиболее эффективных форм оздоровительных воздействий средствами физической культуры. Полные студенты не всегда справляются с учебными нормами, что приводит к нежеланию заниматься физическими упражнениями, пропускам занятий. По мнению многих специалистов, для привлечения учащихся с избыточным весом к занятиям необходимо менять форму их проведения, обеспечить возможность использовать конкретные упражнения, которые их интересуют, привлекают, а не только те, которые предлагаются вузовской программой. (Чоговадзе А.В., Иванова Г.Е., Рыжак М.М., 1993).

Наш поиск приобщения студенток с избыточным весом к аудиторным занятиям по физической культуре привел к ритмической гимнастике - одной из наиболее популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастикой на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследований. Она является прекрасным средством для профилактики и коррекции избыточной массы тела (Матов В.В.,1989, Кудашева Л.Т., 1989, Анохина И.А., 1998 и другие).

Выделенные 408 часов трудоемкости аудиторных занятий на дисциплину "Физическая культура", по мнению практиков, не могут покрыть дефицита двигательной активности студентов (Огородников С.С., 1988; Мамычкин Ф.В., 1991; Борейша Д.М., 1997). В связи с этим возрастает роль самостоятельных занятий по заданию преподавателя как неотъемлемого компонента физического воспитания учащихся с избыточным весом. Отсюда следует, что вузовские учебные программы по физической культуре без приложения к ним комплексов самостоятельно выполняемых заданий не могут обеспечивать необходимую степень оздоровительного воздействия на организм студентов с избыточной массой тела.

В предлагаемом нами комплексе самостоятельных занятий мы рекомендовали наиболее доступное и эффективное средство для похудения и оздоровления - ходьбу.

Все вышеуказанное в сочетании с режимом питания учитывалось нами при разработке экспериментальной методики занятий со студентками, имеющими избыточный вес. Проведенные исследования показали, что эффективность оздоровительной работы можно повысить, если следовать тем направлениям, которые мы предлагаем. Об этом свидетельствует то, что по итогам эксперимента у испытуемых, освоивших опытные варианты, имелось явное преимущество. Так, морфологический показатель массы тела уменьшился на 2,4 кг (t=4,77 при p<0,001).

Изменились в сторону уменьшения и расчетные показатели средних значений по группе абсолютной и относительной жировых масс, на 3,2 кг, что составило 3,9% от исходного уровня. Полученные нами результаты исследования могут быть использованы в вузовской практике. Они могут быть также полезными для дальнейшего совершенствования программно-нормативного и методического обеспечения аудиторной и неаудиторной форм занятий со студентками, имеющими избыточную массу тела.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Семиколенных, Н.Л. Повышение эффективности занятий по физической культуре со студентками с избыточным весом / Семиколенных Н.Л., Рубцова И.В. // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 99-100.