СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 12-16 ЛЕТНИХ ПЛОВЦОВ И ШКОЛЬНИКОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 12-16 ЛЕТНИХ ПЛОВЦОВ И ШКОЛЬНИКОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ)

Табакова Е.А.

Российская государственная академия физической культуры

В настоящее время актуальным стал вопрос исследования норм физического развития, используемых для составления программ по физическому воспитанию. Это связано с изменившимися социальными условиями и поиском новых подходов к физическому воспитанию и тренировке. Ранее проводились подобные исследования, они могут служить материалом для оценки физического развития детей и подростков предыдущего этапа (конец 80-х - начало 90-х годов). Данные, которые будут получены в нашей работе, будут отражать современное состояние вопроса. Исследователи отмечают, что периодически необходимо пересматривать стандарты, ввиду изменения процесса физического развития современного человека.

Новизна нашей работы заключается в том, что большинство ранее проводимых исследований было на контингенте высшего спортивного мастерства. Объектом для нашей работы послужили показатели физического развития детей и подростков, занимающих по общепринятой в настоящее время Программе для ДЮСШ. Наряду с целью достижения спортивных результатов учащиеся преследуют цель: укрепление здоровья и хорошее физическое развитие средствами физической культуры и спорта. Таким образом, правомерен сравнительный анализ показателей физического развития детей и подростков 12-16 лет, занимающихся спортом (пловцы) и занимающихся физической культурой в рамках общеобразовательной школы для характеристики степени воздействия занятий спортом на организм человека в период развития.

Задачами настоящего исследования явились:

1) Выявить различия в показателях физического развития у школьников и пловцов, имеющих систематическую физическую нагрузку в каждом возрасте (диапазон 12-16 лет),

2) Методом возрастных срезов определить уровень по годовых приростов исследуемых показателей.

3) Предпринять попытку на основе полученных показателей (для мальчиков и подростков 13-14 лет) составить таблицу показателей для оценки уровня физического развития.

Для решения поставленных задач использовались методы: соматометрический, метод индексов, вариационно-статистический.

В исследовании приняли участие:

-учащиеся ДЮСШ по плаванию г. Москвы в кол-ве 161 чел.

-учащиеся общеобразовательных школ г. Москвы; 232 чел.

Исследовались основные признаки физического развития (длина тела, вес тела, обхват грудной клетки по методике Бунака В.В., Гладышевой А.А., Никитюка Б.А., Сальниковой Г.П.), функциональные показатели, характеризующие уровень работоспособности, возможностей дыхательной системы, а также наиболее распространенные показатели пропорций тела.

Результаты исследований:

1. В величине абсолютных показателей наблюдается прирост, как у школьников, так и у пловцов, отличие существует в границах возрастного диапазона: 141,3-164,7 у школьников: 150,5-178,8 у пловцов. Вес изменяется в пределах 32,2-53,7 кг у школьников, 37,9-68,6 кг у пловцов. Значения величин периметра грудной клетки: школьники 69,9-82,1 см, у пловцов 71,2-93,2 см.

2. Для нас представляет интерес возраст, в котором отмечается наибольший прирост показателей. На всем протяжении исследуемого периода у пловцов наблюдаются большие величины прироста. Наибольшая разница в приросте у двух групп (пловцы и школьники) длины тела в возрасте 14 лет (4,2 см), веса - в 15 лет (6 кг), обхвата грудной клетки в 15 лет (7,6 см).

3. Изменение показателей Sпов. тела в возрасте 12-16 лет. Эта величина используется нами как характеристика способности организма обеспечивать работу и величина ее, по данным исследований, пропорциональна величине МПК и объему сердца. Абсолютные величины во всех возрастных группах больше у пловцов, наибольший прирост отмечается в 14 и 16 лет.

4. Индекс =

      ЖЕЛ     
Вес тела

, (%) служит для определения функциональных

возможностей аппарата внешнего дыхания. У школьников этот показатель варьирует от 5,1% в 12 лет до 5,8 % в 16 лет; у школьников 6,8 - 8,5 % соответственно.

 

5. Индекс =

      ЖЕЛ     
S пов. тела

, (%) или коэффициент работоспособности

, у обеих групп увеличивается с возрастом, но количественные показатели больше для пловцов и разница с возрастом увеличивается. (12 лет -4,2 %, 13 лет - 3,4 %, 14 лет - 5%, 15 лет - 16,6 %, 16 лет - 7 %).

 

6. В показателях пропорции =

      длина ноги     
длина тела

, (%) обнаружены следующие

результаты: у школьников = 49,1 - 50,1 %, у пловцов: 55,5 -56,0 %.

 

Выводы:

Полученные результаты дают основание утверждать, что для пловцов на всем протяжении исследуемого периода (12 -16 лет) характерны большие величины абсолютных показателей физического развития. Это подтверждает тезис специфическом влиянии занятий спортом, говорит о степени приспособляемости организма к получаемым нагрузкам.

Нормативы для оценки физического развития рекомендуется составлять отдельно как для школьников, так и для спортсменов. При этом необходимо учитывать, что отклонений в развитии с медицинской точки зрения не наблюдается.

Период, с момента начала систематических занятий спортом, когда начинают наблюдаться существенные различия в показателях физического развития, может составлять 3-4 года.

Литература.

1. Копылов Ю.А., Компоненты моторики, определяющие показатели здоровья младших школьников. //Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта". Ашхабад, 1991, Ч. Ш. с.60.

2. Обучение и воспитание юного спортсмена. Волков Л.В. - К.: Здоровья, 1984. - 144 с.

3. Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Валеологический мониторинг детей и подростков. Теория и практика физической культуры N 7 , 1998.

4. Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация (биологические аспекты). - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 144., ил.

5. Физическая активность человека. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., - К. Здоровья, 1987. - 224с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Табакова, Е.А. Современное состояние и динамика показателей физического развития детей и подростков: (Сравнительный анализ 12 - 16 летних пловцов и школьников, не занимающихся спортом) // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 104-107.