О МЕТОДОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ОФТАЛЬМОЭРГОНОМИКИ

О МЕТОДОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ОФТАЛЬМОЭРГОНОМИКИ

Тамбовский А.Н.

Московская государственная академия физической культуры

Анализ большого числа научных работ и результаты собственных исследований дают основания считать спортивную офтальмоэргономику одной из важных составных частей тренировочного и соревновательного процессов. При этом успехи ученых убеждают в необходимости определения самостоятельной роли офтальмоэргономики в спортивной деятельности (ОЭСД) в системе подготовки спортсмена. Ответ на данный вопрос во многом связан с разработкой методологических основ ОЭСД.

Несмотря на то, что различные виды спорта (и даже специализации и амплуа) предъявляют объективно разные требования к зрительно-глазодвигательным параметрам спортсмена, нами сформулирована единая концепция спортивной офтальмоэргономики, а также и ее частные концепции, которые в своей комплексной совокупности и взаимосвязи в общих чертах представляют методологию ОЭСД.

Конкретизации методологического арсенала, необходимого для решения рассматриваемой проблемы, во многом определяется отношением к ней, которое выражается сформулированным нами концептуальным положением: спортивная офтальмоэргономика представляет собой систему педагогических воздействий, базирующихся на объективных взаимосвязях цели и структуры технико-тактической деятельности (с конкретными условиями последней) и реализуемыми в них индивидуальными зрительно-глазодвигательными особенностями спортсмена.

Для наглядного пояснения методологической структуры спортивной офтальмоэргономики нами предложена упрощенно-обобщенная структурно-реализационная схема. При ее разработке мы опирались на существование субъект-объектных связей в деятельности спортсмена, составной частью которых являются процессы зрительного восприятия в обозначенной нами функциональной системе "спортсмен - спортивная ситуация - спортивный снаряд".

Предложенная методологическая схема ОЭСД указывает на то, что в теоретико-методологическом плане она базируется на: психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева; принципе сенсорных коррекций (и концепции "кибернетической модели" человека), теории уровней построения движений и механизме формирования навыка по Н.А. Бернштейну; теории афферентного синтеза целенаправленного поведения П.К. Анохина и теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Опираясь на общую концепцию ОЭСД и учитывая ее комплексный характер, методологию спортивной офтальмоэргономики можно представить как комплексную совокупность взаимосвязанных частных концепций, отражающих пути достижения цели двигательной деятельности или решения двигательных задач в составе технико-тактической подготовки спортсмена. В общем виде эти концепции сформулированы нами в следующем варианте:

1. С методологической точки зрения цель ОЭСД - планируемый результат технико-тактической спортивной деятельности со стандартно-произвольной структурой.

2. Ориентировочной основой конкретной программы спортивной офтальмоэргономики являются структура соревновательной деятельности.

3. Оптимальная зрительно-глазодвигательная активность - один из компонентов, обеспечивающих эффективную реализацию технико-тактических возможностей спортсмена.

4. Объективной основой выбора средств и методов формирования и совершенствования навыков ОЭСД являются закономерные особенности зрительно-глазодвигательных действий и условий деятельности спортсмена.

5. Необходимый уровень зрительной работоспособности с учетом особенностей индивидуального стиля деятельности - одно из требований и условий, обеспечивающих надежность технико-тактической деятельности спортсмена.

6. Учет закономерностей взаимосвязи двигательных навыков, физических качеств и психофизиологических параметров с ОЭСД - одно из главных условий достижения высокоэффективной деятельности спортсмена.

Итак, спортивная офтальмоэргономика представляет собой методологически обоснованную систему воздействий на спортсмена с целью достижения необходимого уровня его технико-тактической подготовленности к (в) соревновательной деятельности, которая предусматривает ниже перечисленные частные концептуальные положения:

1) методы и средства формирования и совершенствования навыков ОЭСД опираются на принципы адекватности нагрузки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и условий его деятельности;

2) спортивная офтальмоэргономика - часть общего процесса обучения и деятельности спортсмена, осуществляемая на принципах проблемного обучения с учетом двигательных и психофизиологических возможностей конкретного спортсмена;

3) средства и методы ОЭСД способствуют повышению эффективности и надежности деятельности спортсмена;

4) гибкое варьирование средств и методов спортивной офтальмоэргономики на разных этапах подготовки спортсмена осуществляется с учетом задач этих этапов и уровня его подготовленности.

Принципиальным положением методологии ОЭСД можно считать ее направленность на развитие зрительно-глазодвигательных способностей спортсмена в процессе его технико-тактического обучения и совершенствования. При этом применяемые методики должны базироваться на принципах целенаправленного, сопряженного и сопряженно-акцентированного типа. Вместе с тем акцент в формировании оптимальной глазодвигательной активности нужно делать не на развитие скорости движений глаз, а на формирование оптимальных темпа, ритма и пространственных параметров движений взгляда, то есть его точности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тамбовский, А.Н. О методологии спортивной офтальмоэргономики // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 107-110.