К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПО ПЛАВАНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ ПО ПЛАВАНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Тимакова Т.С.

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры

Росту мировых достижений в плавании в первую очередь способствуют передовой опыт и новые научные идеи, позволяющие совершенствовать методику тренировки спортсменов разного возраста. Эффективность подготовки спортивного резерва определяет качество отбора; оптимизация стратегии многолетней подготовки, ее индивидуализация; рациональное использование объемов тренировочных заданий и адекватное дозирование нагрузок (Н.Ж.Булгакова, И.В.Чеботарева, 1999 и др.). Вместе с тем, в современных социально-экономических условиях в России появилась, как никогда, потребность в большей дифференциации системы подготовки пловцов массовых разрядов и потенциального контингента спорта высших достижений.

В прошедшем году в отделе теории и методики детско-юношеского спорта ВНИИФК были проведены исследования по изучению показателей эффективности работы спортивных школ по плаванию. Таких, как отсев юных спортсменов и качественно-количественные характеристики уровня спортивной подготовленности, успешность выступлений в соревнованиях в возрастных группах и в спорте высших достижений (Т.С.Тимакова, М.В.Ключникова, Г.В.Шлейникова, 2000; М.В.Ключникова, 2000).

Ретроспекция данных комплексных обследований групп, так называемого олимпийского резерва, проведенных в 1983 - 1991 годах и затем, в 1997-1998 годы, позволила изучить динамику изменения типологии сильнейших юных пловцов разных спортивных поколений. Сопоставляли показатели физического развития, особенности полового созревания с учетом успешности выступлений пловцов в возрастных группах и при достижении границ оптимального возраста для демонстрации наивысших результатов в плавании. Полученные данные сопоставлены с выявленными тенденциями отбора перспективных юных пловцов последних лет, участников самых престижных международных соревнований, включая Олимпийские игры в Сиднее 2000 года.

Обобщение результатов исследования позволяют прийти к следующим заключениям.

1. Ретроспекция отсева показала, что через восемь лет после зачисления в спортивную школу детей в группах спортивного совершенствования продолжает тренироваться 5 - 8 % от их исходного числа (ДЮСШ "Пингвин", г. Оренбург). Первый пик отсева совпал с возрастом 8-9 лет, т.е. с возрастом начала собственно тренировочных занятий (до 63-65 % от списка групп на начало учебного года). Второй пик отсева совпадает с возрастом 15-16 лет, т.е., с началом выраженной интенсификации тренировочного процесса на фоне относительной стабилизации достижений, необходимости определения спортсменом дальнейшего места спорта в годы окончания школьной учебы и выбора будущей профессии. Число учащихся СДЮШОР (МГФСО "Труд", Москва), продолжающих выступать в соревнованиях в возрасте 17-18 лет, по отношению к числу исходно обследованных пловцов (этап начальной специализации, возраст 10-11 лет), не превысил 8-10 % (с учетом спортсменов перешедших тренироваться в УОР). Таким образом, наблюдаемый отсев контингента спортивных школ свидетельствует в целом об устойчивости показателей невысокой рентабельности существующих организационных форм подготовки спортивного резерва (Н.Ж.Булгакова, В.С.Шичанин, 1979; В.Г.Бауэр, 1994, 1999; М.В.Ключникова, 1994 и др.).

2. Подавляющее большинство учащихся спортивных школ (ДЮСШ и СДЮШОР) по своим типологическим признакам принадлежат к контингенту пловцов юношеского возраста. Присущие их фенотипу возрастные особенности (в частности, большая соразмерность изменения параметров тела и функциональных показателей темпу полового созревания) создают им преимущество в развитии адаптационных процессов в период интенсивных перестроек систем организма. Однако наблюдается четкая и усиливающаяся тенденция к последовательному отсеву сильнейших пловцов юношеского типа после 14-16 лет у девушек и 16-17 лет у юношей. Им на смену приходят пловцы с признаками выраженной гетерохронии соматического развития и сложным по темпу и ритму протеканием процессов биологического развития (М.В.Ключникова, Т.С.Тимакова, 1995 и др.). Наиболее ярко такая тенденция естественного отбора наблюдалась при обследовании контингента олимпийского резерва последних лет.

3. Сокращение календаря соревнований и соревновательной практики в целом увеличило объем нерационального времени пребывания в спортивной школе, не влияющий на уровень спортивной подготовленности и оздоровление учащихся должным образом. Отсутствие реальной политики в области отбора способных юных пловцов и повышения профессионализма тренерских кадров увеличивает диапазон возраста детей одной учебно-тренировочной группы при отсутствии индивидуализирующих программ занятий. По своей направленности применяемые методы и средства спортивной подготовки детского контингента мало ориентированы на их возрастные особенности, потребности и интересы.

Исходя из результатов проведенных наблюдений и объективно сложившихся условий развития спорта, можно полагать, что дальнейшая практика работы спортивных школ требует иных принципов организационно-структурного содержания. Необходимая перестройка системы подготовки юных спортсменов определяется, прежде всего, четкой иерархической зависимостью и сложностью задач массового спорта ("спорта для всех") и спорта высших достижений. На наш взгляд, повышение эффективности работы спортивных школ в направлении качественного решения задач массового спорта и подготовки наиболее одаренной части юных спортсменов требует:

1) по содержанию задач, формам и методам их решения - выделения системы подготовки юных спортсменов в самостоятельные, практически независимые организационные структуры. Первая ступень - начальная школа спортивной подготовки - решает задачи оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности средствами физического воспитания детей данной возрастной категории. Обучение - преимущественно на платной основе, за счет родителей и муниципальных органов народного образования, под контролем родительских комитетов и попечительских советов. Контингент второй ступени - ДЮСШ - комплектуется на конкурсной основе из числа обученных детей 10-11 лет и тренеров, в соответствии с числом отобранных учеников. Комплектование спортивной школы проводят на основе набранной суммы баллов по результатам стандартной программы тестирования ("Индивидуальная карта спортсмена"), данных врачебно-медицинского обследования, школьной успеваемости, а также согласия родителей и ученика на конкретные требования спортивного режима. Обучение основано на решении задач базовой подготовки и разнообразной соревновательной практики. Переход пловцов на третью ступень (СДЮШОР, ОШИСП, ШВСМ) осуществляется на основе спортивных показателей, данных комплексного обследования, включая тестирование личностных особенностей и спортивной мотивации, а также учета степени социальной зрелости;

2) изменения соревновательной практики для пловцов моложе 14-15 лет путем распространения соревнований командного характера (эстафет), спортивных праздников и конкурсов, спартакиад по физической и плавательной подготовленности и т.п. Допуск спортсменов 13 лет и моложе к соревнованиям по полной программе взрослых чемпионатов желателен лишь по представлению руководства школы, родителей и данным врачебно-медицинского обследования;

3) увеличения объема "профильной" подготовки тренеров для первой ступени путем расширения их знаний по детской педагогике, возрастной морфологии, психологии и физиологии, методике физического воспитания детей младшего школьного возраста. Работа тренеров на второй ступени требует здоровой конкуренции и объективной оценки качественно-количественных показателей эффективности работы с детьми (а не стажа работы), оказания им научно-методической помощи в повышении профессиональных знаний и совершенствовании педагогического мастерства. Право работы с контингентом олимпийского резерва требует высокой профессиональной подготовки тренеров и принятия определенных законодательных актов и лицензирования, а также персональной опеки контингента с разработкой научно обоснованных долгосрочных программ подготовки и контроля за ходом их реализации.

Можно полагать, что переход на три различные организационные структуры в системе подготовки квалифицированных спортсменов не потребует дополнительного финансирования, а лишь упорядочения и перераспределения средств.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тимакова, Т.С. К проблеме повышения эффективности работы спортивных школ по плаванию в современных условиях // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 110-114.