ГРУППОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛЬНОГО ИГРОКА

ГРУППОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛЬНОГО ИГРОКА

Баринов В.В.

Российская государственная академия физической культуры

В новейших психологических теориях, работающих в русле школы Л.С.Выготского, раскрывается, что внутренние процессы человеческой психики складываются на основе межличностных процессов в ходе социализации человека. С этой точки зрения для спортивных психологов, работающих с баскетбольными командами, представляется важным выделение тех структур и отношений, которые определяют поведение личности игрока. Особенно здесь важна роль социальной антропологии и психологии, для которой личность представляет некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида, поскольку известно, что свойства индивида не исчерпываются его социальной, культурной или профессиональной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, социальное окружение формирует тот или иной тип личности, а с другой - личность вносит в нормы свои требования и интересы, потребности и поведенческие образцы.

Поэтому для исследователей в области психологии спорта становится все очевидней недостаточность изучения личности только с одной стороны.

Мы попытались в своей работе выяснить взаимовлияние индивидуальных психологических возможностей спортсмена на соревновательную деятельность, а также роль социально-психологических факторов на поведенческие индивидуально-типические характеристики личности игрока.

В баскетболе, как в игровом командном виде спорта, спортсмены осуществляют совместную деятельность в самых разнообразных групповых формах.

Спортивная баскетбольная команда, как любая социальная группа, становится для игрока значимой средой деятельности. Интенсивное межличностное взаимодействие спортсменов друг с другом, с тренером, иногда с командой соперника сказывается как на групповых, так на личностных характеристиках баскетболиста.

Среди важных переменных, оказывающих влияние на физическое воспитание игрока в процессе спортивной тренировки и соревнований, обращает на себя внимание одна малоизученная переменная - групповая композиция. Обычно о групповой композиции говорят в связи с понятием совместимости членов группы, хотя связь между этими феноменами далеко не очевидна.

Мы будем понимать под групповой композицией определенную групповую структуру, в которой в качестве элементов выступают члены группы, а в качестве формы взаимосвязи - сходство и различие их индивидуально-психологических свойств.

Групповая композиция характеризуется как однородная, если группа состоит из сходных по индивидуально-психологическим свойствам людей, и как разнородная, если между ними обнаруживается различие.

Изучение и анализ особенностей эмоциональных отношений, опосредующих характер игровой деятельности баскетболиста, ее цели и ценности, выявление сенсомоторной и психофизиологической совместимости или несовместимости, групповой сплоченности нельзя отодвигать на второй план и рассматривать как второстепенные факторы.

Деятельно-практическое сопоставление игроков в команде, составляющее существо спортивной деятельности, не есть просто некий индифферентный акт. Это всегда есть акт самоутверждения личности. По сути дела, находясь в социальном контакте с членами своей команды, сознательно или неосознанно каждый спортсмен решает проблему личностного самоопределения.

Итак, как видим, ближайшее социальное окружение баскетболист - его команда. Особенности взаимодействия с ней, как правило, оказывает влияние на психоэмоциональное состояние, характер игры, на физическую форму баскетболиста. В связи с этим необходимо отметить актуальность изучения социопсихогенных факторов, влияющих на эффективность соревновательной деятельности игрока в баскетболе. Поэтому одно из направлений нашей работы посвящено изучению индивидуально-психологических характеристик личности баскетболиста, в частности, уровень спортивной мотивации, степень тревожности и другие во взаимосвязи с нейродинамическими, или психомоторными характеристиками, и социально-психологическими (сплоченности спортивной команды, наличие внутригрупповых конфликтов, личностных симпатий-антипатий к игрокам и др.)

При изучении взаимосвязи однородности - неоднородности групповой композиции с надежностью групповой деятельности и с условием внутригрупповой напряженности мы выдвинули следующие гипотезы:

1) чем выше однородность группы, т. е. чем больше сходства обнаруживается у членов группы по данным индивидуально-психологическим свойствам, тем выше оценка надежности групповой деятельности и меньше внутригрупповая напряженность;

2) чем больше неоднородность группы, т. е. чем больше несходства или различий обнаруживается у членов группы, тем ниже оценка надежности и тем выше внутригрупповая напряженность.

Эти данные были подтверждены в результате психолого-педагогического эксперимента.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Баринов, В.В. Групповая композиция как важнейший социально-психологический аспект физического воспитания спортсменов в процессе спортивной подготовки баскетбольного игрока // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 141-144.