ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Козлова С.Ю.

Московская государственная академия физической культуры

За последние десятилетие роль предмета "Физическая культура" в системе основного и дополнительного школьного образования возросла. Внедряются новые методические разработки, в основе которых улучшение процесса физического воспитания и увеличение двигательной активности школьников. По данным медиков и специалистов физической культуры, около 30 % детей, начинающих учиться в школе, имеют хронические нарушения здоровья: за период их обучения количество таких детей увеличивается (по разным источникам) от 75% до 85%. Это свидетельствует о несовершенстве традиционных методических подходов к измерению и оценке оздоровительной эффективности действующих и разрабатываемых учебных программ по физической подготовке учащихся.

Таким образом, на уроках физической культуры, для того чтобы достичь высокой эффективности и экономичной деятельности дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений, необходимо научить учащихся управлять своим дыханием. Для этого следует "пройти" школу дыхания. Чтобы воспитать у учащихся правильную технику дыхания, очень важно добиться от них, прежде всего сознательного выполнения всех рекомендаций к дыханию.

Изучение практического опыта и литературных источников показало, что обучение дыханию учащихся 1-4 классов (7-10 лет) на уроках физической культуры в школе до сих пор основывается на общих методических положениях, без учета конкретных условий: эффективности и целесообразности дыхательных упражнений, а также здоровья детей.

Целью исследования явилось изучение эффективности воздействия различных дыхательных упражнений на функциональные системы организма детей 7-10 лет.

На протяжении 1999 - 2000 учебного года в школе №1080 г. Москвы изучались особенности воздействия на организм детей 7-10 лет методик дыхательных упражнений - Стрельниковой, Кузнецовой, Лукьяновой и Йоги.

В исследовании приняли участие 140 младших школьников школы № 1080 г. Москвы. В каждой возрастной группе (7-8 лет, 8-9 лет, 9-10 лет) сформированы по 4 подгруппы, занимающихся по методике дыхательных упражнений Стрельниковой (М.Н.Щетинин, 1999), по методике Лукьяновой (Е.А.Лукьянова, 1987), по методике Кузнецовой (Т.Д.Кузнецова, 1989) и гимнастики Йога. Занятия в данных группах проводились два раза в неделю по 5-7 минут в подготовительной части урока физической культуры, а также самостоятельно дома.

Программа исследования системы дыхания включала регистрацию ряда показателей, характеризующих вентиляцию легких, таких как: форсированной ЖЕЛ (ФЖЕЛ) и величины мощности выдоха за 1 секунду (ОФВ1) (Доскин В.А., Ефимова Е.Д., Зверяев А.П. и др.).

Определение ФЖЕЛ и ОФВ1 проводилось с помощью портативного цифрового спирометра "Минитест".

Кроме того, использовались функциональные пробы: проба Штанге с произвольной задержкой дыхания на вдохе и проба Генча с задержкой дыхания на выдохе.

Полученные данные функциональных проб и спирометрии выдоха сравнивались с индивидуальными должными величинами, рассчитанными по формуле Вельтищева Ю.Е.

Мальчики: ДФЖЕЛ (л/с) = 3,78 х длину тела (м) - 3,18;

Девочки: ДФЖЕЛ (л/с) = 3,30 х длину тела (м) - 2,79.

Нормальной уровень бронхиальной проходимости, легочных объемов соответствует 100±15% его должной величины (Л.А.Абросимова, Ю.Е.Вельтищев, В.А.Доскин, Х.Келлер и др.).

Результаты первого педагогического тестирования в ноябре 1999 г. показали, что большинство младших школьников имеют отклонения по показателям характеризующих уровень развития дыхательной системы:

Проба Штанге - мальчики > 75%, девочки > 70% детей; проба Генча - мальчики > 60%, девочки > 65%; ФЖЕЛ - мальчики > 60%, девочки > 70% от всего контингента учащихся принявших участие в исследовании.

По результатам поискового эксперимента установлено, что в возрастной группе 8-9 лет, дети, занимающиеся по методикам дыхательных упражнений Кузнецовой и Лукьяновой, имеют наибольший прирост по показателям характеризующих уровень развития дыхательной системы.

В таблице 1 представлены результаты тестирования показателей внешнего дыхания младших школьников.

Проведенное исследование позволило обосновать выбор комплексов дыхательных упражнений и на этой основе разработать целостную экспериментальную программу, направленную на повышение уровня функционирования дыхательной системы детей.

Таблица 1

Динамика изменения показателей внешнего дыхания у детей 7-10 лет в результате использования дыхательных упражнений (Х±)

Показатели Возраст, пол
7-8 лет 8-9 лет 9-10 лет
мальчики
n=16

рез.
девочки
n=16

рез.
мальчики
n=12

рез.
девочки
n=12

рез.
мальчики
n=16

рез.
девочки
n=16

рез.
Проба
Штанге, с
24,1±5* -1,9 21,6±8,3 0,1 32,4±4,8 4 31,5±6,3 1,6 36,9±8,7 0,9 32±11,2 6
22,2±5,8** 21,7±7,3 36,4±11,2 32,6±4,5 37,8±10,7 38±9,3
Норма, с 36±5   30±4   44±7   40±6   50±7   50±7  
Проба
Генча, с
13,1±3,5 -1,8 12,9±4,7 -1,3 12,3±2,7 3,4 12,9±4,4 0,6 16,5±5,1 -1,8 16,4±3,6 -2,4
11,3±7,5 11,6±5,2 15,7±3,2 13,5±4,4 14,7±5,6 14±4,3
Норма, с 14±2   15±2   19±3   18±3   22±3   21±3  
ФЖЕЛ, л/с 1,3±0,4 0,1 1,1±0,3 0,5 1,5±0,2 0 1,2±0,3 0,2 1,8±0,2 0,1 1,6±0,3 0
1,4±0,2 1,6±0,3 1,5±0,2 1,4±0,3 1,9±0,4 1,6±0,3
Норма, л/с 1,7±0,2   1,4±0,2   1,9±0,3   1,8±0,3   2,3±0,3   2,1±0,3  

* - первое тестирование (ноябрь 1999 г.)

** - второе тестирование (май 2000 г.)


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Козлова, С.Ю. Эффективность дыхательных упражнений в процессе физического воспитания в школе // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 148-150.