МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Кольтинова В.В.

Московская государственная академия физической культуры

Процесс преобразования подготовки физкультурных кадров в нашей стране является непрерывным и осуществляется в нескольких направлениях: концептуальном, содержательном, технологическом. Очень важно в этом поиске сочетать как необходимые требования стремительно изменяющейся профессиональной сферы, так и основные законы усвоения личностью социального опыта в целом.

Наиболее часто научные работы, посвященные поискам путей совершенствования учебного процесса в высшей школе, содержат анализ существующих и поиск новых элементов содержания и средств их воплощения. Научный поиск направлен на изучение особенностей студентов, включенных в различные виды деятельности в вузе, факторов, влияющих на успеваемость, отношения к предметным циклам. Не менее актуальным является исследование этапов и механизмов профессионализации будущего специалиста в целом. Таким образом, в центре научных изысканий находятся лишь отдельные элементы целостной дидактической системы.

По нашему мнению, более продуктивным является анализ образовательной среды - дидактической системы в физкультурном вузе, в которой элементы не просто связаны, соподчинены друг другу, а имеют потенциальные возможности самодвижения, изменения, развития, либо разрушения.

Одним из важнейших элементов дидактической системы является личность преподавателя физкультурного вуза (Н.В.Кузьмина, Е.Д.Никитина, А.А.Деркач, А.А.Исаев, И.В.Прохорова, и др.). В данном исследовании была предпринята попытка изучения профессиональной мотивации преподавателей АФК как одной из глубинных характеристик личности, действующей в новых экономических и идеологических условиях. Для решения поставленной задачи был создан опросник, в котором содержались некоторые факторы профессионального труда: рабочая предметная обстановка (оснащенность), положительные отношения между работниками, заработная плата, возможность профессионального роста, защищенность, стабильность, социальная значимость труда, интерес к профессии, удобство расположения места работы, прочие факторы.

Дидактическая система

В исследовании приняли участие представители профессорско-преподавательского состава МГАФК. В результате ранжирования было выявлено, что мотивация профессионального труда респондентов различается по всему спектру параметров. Наиболее значимыми факторами оказались "интерес к профессии", "положительные отношения между работниками" и "заработная плата". Таким образом, наше исследование доказывает, что педагоги высшей школы движимы желанием заниматься именно профессиональным трудом, нуждаются в благоприятном социально-психологическом климате в рабочей группе, озабочены заработной платой.

Более низкие ранги получили такие факторы как "социальная значимость труда", "стабильность". Таким образом, становится очевидной осознанность преподавателями вплетенности профессионального труда в широкий социальный контекст, который в наших условиях трудно назвать благоприятным.

Данное пилотажное исследование является демонстрацией связи элементов дидактической системы: целей педагогической деятельности, отражающих социальный заказ, субъектов педагогической деятельности и ее средств, а также результатов труда. Опрос подтверждает литературные данные о том, что только заинтересованный педагог, имеющий профессиональную направленность способен интериоризировать цели, поставленные перед ним, творчески использовать собственный потенциал, осуществлять поиск нового, ориентироваться на личность студента, его индивидуальные особенности, нравственные ценности, профессиональные цели.

Предложенная респондентам методика оценки мотивов профессионального труда позволила диагностировать их динамику. Результаты опроса показали, что преподаватели МГАФК отметили улучшившиеся факторы: "рабочая предметная обстановка", "возможность профессионального роста", "интерес к профессии". По другим факторам опрашиваемые преподаватели высказались отрицательно, они отметили снижение социальной значимости труда, стабильности деятельности и защищенности профессиональных интересов. Это также доказывает социальную детерминированность деятельности преподавателя современной высшей школы в нашей стране.

Изучение мотивирующих факторов деятельности преподавателя МГАФК является одной из предпосылок совершенствования педагогического процесса и дидактической системы в целом. Это обеспечивает более эффективное использование личностного творческого потенциала преподавателя, его научных интересов, методологической позиции, индивидуального стиля деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кольтинова, В.В. Мотивация профессиональной деятельности педагога физкультурного вуза как фактор оптимизации учебного процесса // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 151-153.