ВОСТОЧНЫЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

ВОСТОЧНЫЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Крючков Р.В.

Российская государственная академия физической культуры

Распространение восточных боевых искусств в российской культурной традиции - это многоплановый и эффективный вид спортивного совершенствования личности, это вид духовной практики, который оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи. В связи с этим, целью нашего исследования является изучение ценностных ориентаций спортсменов, занимающихся восточными боевыми искусствами, и выявление психологических механизмов их формирования.

Мы предполагаем, что освоение восточных боевых искусств, требует от спортсмена "встроенности" человека в определенное социальное и культурное сообщество, осознания и усвоение культурных его традиций, ценностных ориентаций. Такая социальная и культурная принадлежность способствует эффективному освоению техники спортивной тренировки и одновременно обеспечивает формирование ценностных ориентаций спортсмена. Например, чтобы освоить технику тренировки по кендо, айки-до необходимо изучить и проникнуть в особенности японской культуры, изучить ее специфику, историю, традиции, язык. Этого не происходит при занятиях, скажем, бегом, штангой, теннисом. Стремление отождествить себя на уровне самосознания с некой целостной культурой, породившей данный вид спортивной тренировки, впитать и интериоризировать ее нормы, традиции или понять через них культуру своей страны и приводят к формированию специфических систем ценностей, мировоззренческих позиций и соответствующих форм поведения.

О целостности культуры дальневосточного региона в определенном смысле можно говорить применительно ко всей многовековой традиции. Однако сколь бы древней и укорененной ни была традиция воинского искусства Востока, охватывающая этику и философию военного дела, но кардинальное переосмысление боевых искусств Востока как одного из путей духовного совершенствования человека в первую очередь связано с дзэном.

Одним из результатов этого взаимодействия и явилась уникальная культура психической деятельности, система психотехники и психорегуляции. Именно она в значительной мере определяет специфику традиции боевых искусств, превратившихся в особый путь совершенствования человека.

Для уяснения специфики дальневосточных методов психорегуляции, равно как и некоторых общих основ профессиональной воинской деятельности, нужны сравнения. В разные времена у разных народов военная профессия диктовала особые требования к психологической подготовке. Их суть состоит в таком преодолении страха смерти, которое позволяло бы воину действовать с максимальной эффективностью.

В реальной практике на первый план могут выходить те или иные факторы психорегуляции, хотя многие из них совмещаются. Важно другое. В основе психорегулятивных установок сознания, методов, средств, приемов лежит преобладание интеллектуальной, личностно и эмоционально окрашенной деятельности сознания. Она выстраивает "стратегию" психорегуляции либо на непреодолимой воле к жизни (которая оказывается выше чисто биологического инстинкта самосохранения), либо на презрении к смерти. Однако только одна интеллектуальная пружина еще не дает безусловной гарантии сохранения столь необходимого для воина психологического равновесия. Более того, экстремальная природа боевых действий требует от воина мгновенных бессознательных реакций, сметающих барьеры интеллектуальной рефлексии. Поэтому, какими бы прочными не были установки сознания, они должны получать не менее прочное подкрепление в таких механизмах "бессознательного" спонтанного поведения, которые бы обеспечивали максимальную эффективность боевых действий. Именно эта сторона психорегуляции в дальневосточных боевых искусствах и была освоена дзэном.

Воинское искусство становится не только неотъемлемой частью культуры и традиции народа, но и образом жизни, стилем мышления тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Воинское искусство требует не слепого повторения установленных канонов, а осмысления, психологического предвосхищения, проникновения в каждое движение, большого творчества. Воинское искусство дает возможность человеку полнее раскрыться, глубже понять себя и окружающих, самореализоваться в любой области жизни.

К специфическим особенностям восточных боевых искусств можно отнести:

1. Овладение техникой спортивного мастерства через усвоение культурных традиций, ценностей и норм того вида воинских искусств, откуда он зародился исторически. Эти ценности формируют жизненные установки спортсмена.

2. Обязательное единство психического и физического в процессе спортивной тренировки. Для освоения техник боевых искусств обязательно используются психотехники, классические формы медитации, психорегуляция, аутотренинг и другие психологические методы, повышающие эффективность спортивной тренировки.

3. Конечной целью спортивного совершенствования для спортсмена является не только победа над противником, но победа над собой, преодоление собственных слабостей и недостатков.

4. Отсутствие возрастного ценза для начала, совершенствования и достижения высшего спортивного результата при организации занятий практически любым видом восточных боевых искусств.

5. В процессе регулярных занятий и освоения восточных боевых искусств обеспечивается физическое, психическое, нравственное, интеллектуальное, культурное развитие спортсмена. В то время как любой другой вид спорта односторонне развивает личность спортсмена, акцентируя внимание в большей степени на физическом развитии.

Именно с этих позиций проблема изучения восточных боевых искусств интересна для социально-психологического исследования.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Крючков, Р.В. Восточные боевые искусства и формирование здорового образа жизни молодежи // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 156-158.