СТРУКТУРА ПОСОБИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

СТРУКТУРА ПОСОБИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Литвинчева Л.Н.

Московская государственная академия физической культуры

Активные межнациональные связи в различных сферах человеческой деятельности и возрастающая потребность в овладении иностранными языками стимулируют совершенствование методики обучения иностранным языкам.

Основной целью дисциплины "Иностранный язык" государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования общегуманитарных дисциплин является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения в повседневном и профессиональном общении, а ведущим принципом обучения - принцип коммуникативной направленности.

Для выполнения данного социального заказа общества необходимы качественные учебные материалы, проблема создания которых, несмотря на трехвековую историю, остается актуальной и сегодня. Исследуя вопрос организации учебных материалов, кафедра лингвистических дисциплин МГАФК предприняла попытку определить основные элементы структуры, на основе которой можно осуществлять авторское моделирование в условиях постоянного обновления содержания программы и развития технических средств обучения.

Являясь моделью системы обучения, учебный материал должен отражать компоненты этой системы: цель, содержание, современные приемы обучения и представлять собой множество взаимосвязанных элементов. Эта система, по мнению Бим И.Л., обладает внутренней и внешней организацией. (Ключевые проблемы теории учебника: структура и содержание// Содержание и структура учебника русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1981. - С. 10-11). Внутреннюю организацию структуры учебного пособия определяют принципы, цели и задачи обучения, которые выступают в качестве строевого компонента его внешней структуры. При определении компонентов внешней структуры пособия был использован дедуктивный метод исследования. Для этого структура пособия была соотнесена с пространством заданных признаков, в роли которых выступили:

- общедидактические принципы обучения, присущие всем учебным предметам,

- общеметодические принципы, свойственные обучению иностранным языкам,

- частнометодические принципы, характерные для обучения устно-речевой деятельности на иностранном языке.

В результате корреляционного анализа была установлена парная зависимость между принципами обучения и элементами внешней структуры учебного пособия (Приложения 1,2,3). Внешняя структура пособия представляется следующей последовательностью взаимосвязанных компонентов:

1. Титульный лист.

2. Предисловие о назначении пособия с методическими указаниями по организации учебной работы.

3. Содержание с указанием лексических, фонетических, грамматических тем, речевых ситуаций/действий, коммуникативных задач, времени, рекомендованного для изучения материала.

4. Блок (тема), основанный на связи реальных объектов, понятий, языковых и речевых единиц.

5. Урок (параграф) с дозированным языковым и речевым материалом для решения коммуникативных задач, ориентированный не на академический час, а на развитие определенного речевого умения.

6. Упражнения, объединенные в дидактические циклы для овладения умениями устной речи различной ориентации на место их выполнения (аудиторные, лабораторные, домашние), для индивидуальной, парной и групповой работы с ориентацией отдельных пунктов на уровень подготовленности обучаемых, выполняемые в трех режимах: 1) при управлении преподавателем, 2) при программированном управлении с обратной связью (ключом), 3) в режиме самостоятельной работы студента.

6.1. Языковые упражнения (фонетические, лексические, грамматические).

6.2. Текстовые упражнения по содержанию всего текста или отдельных фрагментов.

6.3. Речевые упражнения для развития репродуктивных и продуктивных навыков речи в монологической и диалогической форме, ситуативные по содержанию и формулировкам.

7. Задания для систематизации и обобщенного повторения изученного материала и выработки автоматизма речевых умений.

7.1. Задания для решения логических и проблемных задач.

7.2. Задания для контроля уровня развития отдельных речевых умений, включая тесты, викторины.

8. Приложение.

8.1. "Ключи" к упражнениям для самостоятельной работы студентов.

8.2. Тексты для чтения и обсуждения.

8.3. Тексты-сценарии и задания к аудио-, видео- и киноматериалам.

8.4. Одноязычный алфавитный словарь-минимум с указанием страниц полной информации о его единицах в каждом тематическом блоке.

8.5. Наряду с универсальными конституэнтами следует отметить структурные компоненты, свойственные пособию по обучению иноязычной устной речи: языковой и речевой учебный материал, дистрибутивно-деривационный словарь, аудиторные и лабораторные виды заданий, упражнения, развивающие репродуктивные и творческие навыки, для индивидуальной, парной и групповой работы.

Окончательное решение проблема структуры пособия получит после исследования невербального контекста ситуации общения и написания пособия по обучению иноязычной устной речи.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Литвинчева, Л.Н. Структура пособия коммуникативной направленности по иностранному языку // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 159-161.