МЕТОДОЛОГИЯ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

МЕТОДОЛОГИЯ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Лубышева Л.И.

Российская государственная академия физической культуры

Современная система физического воспитания переживает период поиска стратегических решений своего развития и преодоления кризиса, который начался в конце 80-х годов резкой и во многом справедливой критикой советской системы физического воспитания, в частности ее технократической направленности. Было положено начало периоду методического осмысления и реформирования школьного и вузовского физического воспитания, разработки новой педагогической технологии (М.Я.Виленский, В.И.Лях и др.). Для реализации реформаторских идей предлагались новые учебные программы, методические пособия. К концу 90-х годов было защищено около 50 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблеме обновления содержания и организации физического воспитания. Этот поток теоретических и методических исследований стал возможен благодаря разработке новых методологических подходов к изучению феномена физической культуры.

Наиболее значимым подходом, позволяющим осознать феномен физической культуры как часть общей культуры человека, явился культурологический. В основе этого подхода лежит понимание физической культуры как общественной и личностной ценности. На основе данного подхода нами была разработана и обоснована классификация ценностей физической культуры, которые условно были представлены в виде нескольких составляющих содержания ценностного потенциала физической культуры, а именно интеллектуальные, двигательного характера, мобилизационные, технологические, интенционные, валеологические. Даже краткий анализ содержания ценностного потенциала позволил доказать и методологически обосновать культурологическую составляющую этого феномена. Процесс освоения всего многообразия ценностного потенциала физической культуры требовал развития новых педагогических технологий.

На сегодняшний день известны и технологически обеспечены несколько проектов обновления традиционного физического воспитания. Тезисно изложим лишь наиболее известные в российской системе физического воспитания - концепции физкультурного воспитания, валеологического, олимпийского и спортизированного физического воспитания.

1. Физкультурное воспитание. Инновационный аспект этого вида воспитания ярко выражен в целеполагании физкультурного воспитания, акценте на необходимости формирования физической культуры личности в отличие от традиционного, суть которого в конечном итоге сводилась к коррекции параметров телосложения, физической подготовке, формированию физических качеств. Однако ценностное содержание физической культуры, как уже доказано, намного богаче и глубже. Новые педагогические технологии, основанные на культурологическом подходе, дают возможность использовать физические упражнения не только для телесного, но и для личностного (социального, психологического, интеллектуального и т.д.) развития.

2. Валеологическое воспитание. Инновационность данного направления видится в целостном подходе к пониманию сущности человека, осознанию того факта, что человек - это, прежде всего, неразрывное единство его физической и духовной субстанций. Эта целостность выражается в неделимости, неразрывности индивидуального, физического и духовного. Целостный подход к пониманию сущности человека позволяет осознать интегративную направленность процесса формирования и сбережения его здоровья, включающую в себя и физическое, и психическое, и социальное благополучие. Ведущей идеей и целью валеологического воспитания является формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, а также обучение их практическим навыкам оздоровления путем организации здорового (а возможно, и спортивного) стиля жизни. Личностное самоопределение и самоактуализация оздоровительной деятельности - главные критерии достижения цели валеологического воспитания.

3. Олимпийское воспитание. Инновационный момент в данном виде воспитания сводится к освоению ценностей олимпизма как идеологии, проповедующей приоритет общечеловеческих, моральных и духовных ценностей. Формирование спортивных умений и навыков в данном процессе происходит при акцентированном, планомерном развитии гуманистических качеств личности. Правила честной игры, добрая воля, исторические факты развития олимпийского движения, примеры рыцарского поведения усиливают гуманистические начала педагогического процесса, позволяя отказаться от абсолютизации прикладного аспекта в использовании средств физической культуры в пользу освоения культурологических основ физкультурно-спортивной деятельности.

4. Спортизированное физическое воспитание. Это инновация особого рода, связанная с переосмыслением опыта подготовки спортсменов высокого класса в интересах физического воспитания детей и подростков.

Педагогическая технология данного процесса прошла экспериментальную проверку в г. Сургуте, показав высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Проведение занятий вне рамок школьного расписания - в учебно-тренировочных группах по виду спорта - позволило педагогическому коллективу решить весь комплекс задач оздоровительного и воспитательного характера.

Реализация принципа спортизации в физическом воспитании позволяет по-новому организовать учебные занятия, заменив урочные занятия тренировочными, что в конечном итоге принципиально изменяет содержание и направленность всего педагогического процесса, помогает уйти от сложившегося противоречия в школьной физкультуре - тренировать детей, оздоравливать их без ущерба для эффективности и качества других учебных предметов.

Даже краткий анализ инновационных проектов дает основание к необходимости разработки новых педагогических технологий и их реализации. Однако методически оправданными и научно обоснованными новыми педагогическими технологиями могут стать лишь те, которые будут строиться с учетом новой методологии.

Назовем и кратко охарактеризуем следующие подходы, объективно существующие в российской педагогике: личностно-ориентированный, деятельностный, образовательный.

Системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность. Ценность личности определяет ориентацию педагога на использование соответствующих технологий и методик организации учебного процесса. Эти технологии в физическом воспитании должны базироваться на основе учета индивидуальных мотиваций, интересов, потребностей детей в занятиях физическими упражнениями.

Главным объектом деятельностного подхода является активная жизненная позиция человека. Современное физическое воспитание необходимо рассматривать как деятельностно-ориентированное. Обучать, оздоравливать, тренировать, развивать необходимо деятельностно, а не на вербальном уровне, путем активного вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность, ориентируя их на сознательное освоение ценностей физической и спортивной культуры.

Образовательный подход в процессе физического воспитания во главу угла ставит сознательное усвоение детьми знаний в области физической культуры. Он ориентирует современную систему физического воспитания на развитие познавательных сил и творческого потенциала детей.

Успешность реализации инновационных проектов и использование новых педагогических технологий определяются качеством подготовки специалистов, способных воспринимать новые идеи и эффективно внедрять их в практику физического воспитания. Иначе, провозгласив даже самые передовые идеи, разработав лучшие инновационные проекты, можно никогда не увидеть их в школьном физическом воспитании. Опасность рассогласования между теоретическим обновлением физического воспитания и невозможностью использования этих идей в практике вполне реальна, поскольку нынешняя система подготовки физкультурных кадров не предусматривает обучения педагогическим технологиям освоения инновационных процессов, хотя в образовании проблема специальной подготовки студентов к инновационной деятельности уже ставится.

Как нам представляется, основными задачами такой специальной подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта должны стать:

1. Формирование мотивации и интереса студентов к новым идеям и освоению передового опыта.

2. Обучение методам поиска и отбора информации об инновациях.

3. Развитие способности перенести инновационный опыт в собственную педагогическую деятельность.

4. Формирование интереса и способности к разработке новшеств.

5. Обучение основам научно-исследовательской деятельности, организации и проведению педагогического эксперимента.

6. Научение передаче собственного инновационного опыта.

Решить эти задачи можно в рамках обновленного содержания высшего физкультурного образования. Однако это - проблема следующего теоретического исследования.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лубышева, Л.И. Методология обновления содержания физического воспитания учащейся молодежи // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 162-166.