ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИФК

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИФК
(на примере специализации "Связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта")

Майоров О.В.

Российская государственная академия физической культуры

Актуальность данной темы обусловлена многочисленными аспектами теории коммуникаций, психологией делового общения, технологией партнерства в системе организационно-управленческого менеджмента, стратегией взаимодействия в сфере Паблик Рилейшнз (PR), а также современными социально-политическими процессами в нашей стране. Также хотелось бы привести следующий постулат - сегодня не средства массовой информации, не техника, не технология определяют степень воздействия на общество, а люди, стоящие за ними - со своими ценностями, духовными идеалами, нравственными установками.

Поэтому сегодня, когда гуманитарное образование, а также деятельность в сфере PR носит человекообразующий характер, важное значение приобретают следующие положения:

- радикальный поворот к личности, а не к технологиям;

- акцент на гуманистическое воспитание;

- признание личности как ценности;

- воспитание уважительного отношения к другому мнению;

- осознание личностью ответственности за выбор и предложение информации.

Основой формирования гуманистического стиля мышления является система взаимодействия, в которой задачей преподавателя является доведение разнообразной информации с целью создания благоприятной "почвы" для дальнейшей подачи идей, способствующих формированию размышляющей, творческой, активной личности, для благоприятного и равноправного во всех отношениях взаимодействия.

Преподаватель лишь способствует ознакомлению с темами, материалом, выражает свою позицию, мнение по какому-либо вопросу, а студент, на основе полученных знаний, является последней инстанцией, определяющей её позитив или негатив, необходимость или отсутствие у него необходимости в предлагаемой информации.

В задачу преподавателя входит - нацеливание студента не на конкретный выход в различные структурные пространства жизнедеятельности, а на их многообразие, многомерность, многосферность, и существование в них множества ценностных установок, нравственных критериев.

И если на этапе формирования основ подготовки не учитывать гуманистические аспекты, то существует большая вероятность того, что на выходе мы получим специалиста, зачастую стесненного стереотипами и догмами привычных, отживших нормативов, стандартов действия в сфере коммуникаций.

Особое внимание в связи с этим приобретает качественное наполнение учебного материала, целью которого является не подчинение студента директивно-указательному подходу преподавателя, а совместный (или самостоятельный) выход на новый, открытый и сформированный, более интересный уровень.

Мир современных коммуникаций основан на игре, вариации, еженедельных, ежедневных инновациях, и было бы не верным в системе подготовки использовать неадекватные подходы обучения, тем самым, создавая затруднения на быстрейшем включении студента в специализированную деятельность и адаптации к ней.

Теоретические аспекты вышеизложенного материала оборачиваются их практичностью в виде разработок интерактивных семинаров, в которых на первый план выходят задачи стимулирования таких процессов у студента, как:

- саморазвитие, самопознание;

- умение противостоять общепринятым канонам, подвергая их рациональному критицизму;

- отрицание рабства навязываемых "идей", "формул", "схем",

- практический перенос собственных позиций и решений в реальную жизнь;

- умение "перепрограммироваться", как уход от устаревших, неинтересных, стандартизированных шаблонов общественно-социальных, культурных, духовных формаций, а также личных стереотипов.

Поэтому:

1 необходима резкая перемена тематик, обстановки диалогов, манеры общения и взаимодействия, частая смена историко-культурных, социально-политических и др. аспектов, фактов общества.

2. необходимо формирование нового имиджа специалиста, а именно, имиджа непостоянства, непредсказуемости, неожиданности, новизны и актуальности.

3. необходимо создание студенческой структуры с собственными легендами, мифами, традиция, обычаями, образами, этикой и эстетикой, культурой, т.е. своего мира, который не претендует на единственную общепринятую нормативную систему, а представляется нам как имеющую право жить среди множества различий форму деятельности и коммуникаций.

4. необходимо провоцировать студента, вызывая интересными, "цепляющими" темами не только положительные, но и отрицательные реакции для возникновения у него желание дискуссировать: спорить и оспаривать, высказывать и доказывать свою - отличную от других точку зрения, а значит, достигать конкретной цели (компромисса, конфронтации, признания мнения, умения проводить анализ), что особенно необходимо при ведении "мозговых атак", поиска конкретного выхода из проблемы, где ведется учет коллективного, но, как правило, разнополярного мнения.

Конфронтация различных мнений, позиций, убеждений, а также их сила, в конечном счете, обязательно приведет к выходу "освобождающейся энергии", способствующей реализации не только дискуссионных, но и практических задач, но самое главное - дает возможность студенту приобрести новую разноплановую информацию.

Такая модель взаимодействия, по нашему мнению: способствует:

- развитию гармонично образованной личности, попадающей в различные условия,

- приложению определенных усилий, помогающих выходу на новый качественный этап;

- стремлению к дальнейшим этапам, становлению себя как уверенного в своих силах специалиста.

Становление не прекращается при достижении какой-нибудь конкретной цели, а перерождается в новые виды, формы, оболочки и требует постоянного обновления. И именно это постоянное обновление является способом ухода от ограничивающей традиционности, косности, шаблонности стандартно мыслящего общества.

Проведение интерактивных семинаров способствует тому, что студент, имея в своем распоряжении трехстороннюю связь с преподавателем, с другими студентами, с миром информации, получает возможность не только контролировать, но и управлять коммуникативными потоками (т.е. определять - какие направления в деятельности специалиста PR ему наиболее интересны, на какие аспекты обратить особе внимание для развития своего потенциала).

В результате такого подхода, по нашему мнению, закладывается базис формирования полновесного специалиста PR, который представляется нам в переходе от "человека информационно-техногенного" к "человеку коммуникативному", "творчески мыслящему", способного адаптироваться к любым изменяющимся условиям.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Майоров, О.В. Формирование гуманистического стиля мышления студентов ИФК (на примере специализации "Связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта") // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 169-173.