УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Майорова Л.В., Столяров В.И.

Российская государственная академия физической культуры

I. Высокое качество подготовки специалиста, эффективное формирование его профессиональных качеств является одной из важнейших проблем системы образования в интересах стабильного функционирования и развития общества.

Цель настоящего сообщения - показать деятельность УИСЦ в учебном процессе физкультурного вуза и его возможности в совершенствовании этого процесса для повышения профессионализма будущего специалиста, а также отражения этой деятельности в научно-исследовательской работе.

Основная цель деятельности УИСЦ - создание социологической исследовательской базы по физической культуре и спорту с функциями научно-консультативного и учебно-методического центра.

Представленная схема показывает участие УИСЦ в учебном процессе студента по формированию профессиональных умений и навыков будущих специалистов ФК и С, которое строится на следующих положениях:

1) при изучении социологии ФК и С закладывается методологическая основа процесса познания студентами исследуемых явлений;

2) обучение студентов практическим навыкам составления программ и анкет для проведения КСИ, результаты которых могут использоваться в дальнейшем УИСЦ при более детальном анализе тех или иных проблем;

3) в качестве учебных заданий, кроме составления программ и анкет могут использоваться индивидуальные задания по проведению опросов для накопления эмпирического материала как по самостоятельным программам, связанных с темой дипломной работы, так и по готовым программа УИСЦ, например, по олимпийской проблематике;

4) при проведении научно-исследовательской практики магистрантов, а также выполнении индивидуальных заданий студентами осуществляется ввод эмпирических данных в SPSS, при этом идет освоение работы компьютерной программы по обработке социологических данных, а также приобретение соответствующих умений и навыков;

5) включение исследовательского элемента в учебный процесс соединяет две стороны учебную и научную, а также синтезирует гуманитарную и математическую подготовку будущего специалиста;

6) создание базы данных по КСИ, библиографии по социологии ФК и С и использовании ее в работе методического кабинета УИСЦ, это поможет студентам при подготовке к учебным занятиям, зачетам и экзаменам;

7) накопленная информация реализуется в публикациях учебного, информационного и научного характера, материалах конференций, а также в Интернете;

8) проведение курсов повышения квалификации по социологии ФК и С и методам научного исследования поможет наладить связь с другими физкультурными институтами и факультетами физического воспитания, создать сеть социологических центров в регионах;

Схема 1

Модель деятельности УИСЦ в учебном процессе студента.

9) в связи с центральным расположением академии - УИСЦ становится основным банком данных по социологическим исследованиям в сфере физической культуры и спорта;

10) накопленная информация по эмпирическим исследованиям, позволяет проводить ретроспективный анализ и, таким образом, будет способствовать разработке теоретической социологии.

Таким образом, занятия со студентами, формируя соответствующие умения и навыки, перерастают в исследовательский процесс, который приводит к научной деятельности и научным результатам, переходящими в научные знания и разработку теорий.

II. При такой организации деятельности УИСЦ в учебной и научной работе вуза решается ряд функций: образовательная, воспитательная, познавательная, практическая, прогностическая, управленческая, специализирующая, теоретическая.

При этом надо обратить внимание на то, что наш социологический центр является единственной социологической исследовательской базой в сфере физической культуры и спорта, способной сочетать в учебном процессе исследовательский и научный фактор и тем самым активно содействовать формированию профессионализма у будущих специалистов по ФК и С.

Таким образом, участие УИСЦ в учебном процессе студента позволяет поднять уровень преподавания за счет введения в учебный процесс компьютерных технологий и анализа конкретных результатов исследования, а также получать реальные сведения о состоянии ФК и С в том или ином регионе, или клубе, или виде спорта, или в целом по стране, организовав сеть социологических исследовательских баз в сотрудничестве с другими институтами ФК, курсы повышения квалификации по социологии ФК и С, осуществление стажировки для преподавателей физкультурных вузов и факультетов физического воспитания педагогических университетов.

III. Сегодня система образования, находящаяся в стадии реформирования, не формирует общество и не ведет его за собой. Напротив, изменения, происходящие в общественной жизни, ведут к изменению деятельности системы образования. И поэтому вузы нуждаются в комплексных исследованиях процессов, происходящих в обществе, чтобы лучше видеть задачи по подготовке специалистов, точнее прогнозировать потребность в отраслевых кадрах. Это жизненно важно для того, чтобы их деятельность соответствовала социально-экономической конъюнктуре, как данного периода, так и учитывала краткосрочную и долгосрочную перспективу развития страны.

Система образования не выпускает полностью готовых профессионалов, но основа профессионализма, как база для самореализации личности через ее дальнейшую профессиональную деятельность закладывается именно в процессе образования и воспитания, которую частично будут решать и наш учебно-исследовательский социологический центр.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Майорова, Л.В. Учебно-исследовательский социологический центр в системе учебной и научной работы физкультурного вуза / Майорова Л.В., Столяров В.И. // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 173-177.