ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Романина Е.В., Горбачева В.В.

Российская государственная академия физической культуры

В настоящее время классическое разграничение наук начинает постепенно размываться, в результате чего естественные и технические науки наполняются гуманитарным знанием, а гуманитарные науки, специализируясь и все более превращаясь в "точные" науки теряют чисто гуманитарную кондицию.

В области физкультурного образования разрыв между профессиональной подготовкой студента, которая обеспечивается предметами специального и естественнонаучного цикла, и ценностно-личностной подготовкой, осуществляется благодаря гуманитарным наукам, остается достаточно большой.

На наш взгляд, одна из причин такой ситуации заключается в том, что в процессе обучения в сознании студентов не происходит соединения результатов различных научных исследований в единую картину, а скорее наблюдается электическое смещение предметных знаний. На наш взгляд, это объясняется тем, что в основе традиционного типа обучения в высшей школе лежит информационный подход, ориентированный, главным образом на использование и развитие памяти. Формирование же техник и способов мышления, понимания, рефлексии, конструирующего воображения, самоопределения в процессе обучения не происходит. Обучение студентов методологическим принципам и процедурам "соединения" знаний, интеграции фрагментов различных предметных областей, на наш взгляд, достаточно важная проблема высшей школы.

Однако поскольку образование - это не только наука, но и практика, результаты которой будущий специалист использует в работе с учащимися, то сегодня стало очевидным, что лишь на основе объединения усилий специалистов, имеющих теоретические и эмпирические данные, относящиеся к различным областям и уровням научного знания о человеке, можно дать достоверный анализ и осуществить прогноз состояния и развития образовательной сферы в области физкультуры и спорта, определить эффективные способы ее целенаправленного регулирования. Построение единой "человеческой ткани" требует интеграции знаний о человеке, его диагностики, осмысления конструктивных действий, направленных на его развитие, воспитание, образование.

О необходимости правильной расстановки приоритетов при подготовке специалиста в области физкультурного образования речь идет давно. Предлагались различные варианты ее решения, поскольку усиление гуманитарной составляющей - один из возможных путей оптимизации обучения студентов в данной сфере образования. Однако акценты все еще смещены в сторону "технизации" физкультурного образования, удельный вес которого непомерно велик, поэтому решить данную проблему представляется возможным другим путем.

В сложившейся ситуации образование призвано конституировать разрывы, существующие между различными областями знаний и найти пути преодоления кризиса. В этом контексте наиболее эффективной работой представляется для нас создание интегративных курсов, позволяющих деятельностно прослеживать способ происхождения знаний, их употребление, осознавая принцип дифференциации учебного материала. В процессе обучения студентам должно передаваться не только содержание самих учебных предметов, но и сам принцип развертывания учебного содержания, который выступает в качестве основного принципа интеграции разнообразных учебных предметов.

Данные подход представляется продуктивным, поскольку позволяет выделить студенту матрицу разных типов содержания и удерживать в сознании "образовательное поле" в целом.

В этом плане встает одна из важнейших задач методологии и методики современного физкультурного образования - интеграция наук, формирующих "дух и тело" спортсмена, поиск и определение для каждого вида и уровня меры в соотношении гуманитарной и технократической образовательной компоненты в подготовке специалиста. В теоретическом плане очевидно, что такое соотношение должно быть оптимальным и органичным задачам и характеру той специальности, которая осваивается в процессе обучения.

Разработка такой методологии - сложная научно-исследовательская. Ее решение требует комплексного междисциплинарного анализа политико-экономических ситуация, организации диалога и поиска компромиссов между разными научными областями.

Это требует самоопределения научных коллективов, разрабатывающих содержание и стандарты образования, осуществляющих самоорганизацию знаний разных научных дисциплин для физкультурных вузов, самоопределение преподавателей, применяющих новые образцы педагогической деятельности, а также самоопределения студентов, готовых осуществить собственное развитие.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Романина, Е.В. Перспективы физкультурного образования / Романина Е.В., Горбачева В.В. // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 180-182.