ТЕОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЯ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ

ТЕОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЯ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ

Столяров В.И.

Российская государственная академия физической культуры

В данном сообщении ставится задача в краткой тезисной форме охарактеризовать новую науку - теорию гуманистической организации соревнования (предварительный краткий вариант названия - "гуманистика соревнования"). Эта теория сформулирована мною в 2000 г. Она объединяет в единое целое те разнообразные проблемы гуманизации спорта, его интеграции с искусством, олимпийского движения и воспитания и др., которые я разрабатывал в течение почти 30 лет, и позволяет найти более эффективные пути их решения.

1. Объект и предмет гуманистики соревнования. Объектом изучения данной науки является соревнование - борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими сторонами: между людьми или между человеком и какими-то природными явлениями (как одушевленными, так и неодушевленными). При определенных условиях соревнование выступает как одна из форм социальной оценки на основе сравнения, сопоставления результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности.

Соревнование может выполнять важные социальные функции: оно позволяет сравнивать и оценивать способности людей, стимулирует их активность, стремление к совершенствованию своих способностей и т.д. Позитивная роль агонистики (от греч. "агон" - соперничество) ярко проявилась в рамках древнегреческой культуры. Однако в тех формах состязания, борьбы, которые возникающих в жизни людей, соперничество нередко унижает достоинство личности, наносит вред здоровью и даже заканчивается трагически, по крайней мере, для одной из соперничающих сторон. Нередко оно проходит в таких условиях, которые затрудняют объективную сравнительную оценку способностей соперников.

В связи с этим возникает социальная проблема гуманизации (гуманистической организации) соперничества. Для научного решения данной проблемы и необходима новая научная теория - гуманистика соревнования.

Главный предмет ее изучения - научно обоснованные пути гуманизации соперничества людей, различные формы, способы, модели организации соревнования с гуманистической ориентацией. Гуманистика соревнования в ходе анализа этих форм (способов, моделей), во-первых, выясняет их особенности: какие соревнования и каким образом проводятся; какова их программа; как организована подготовка к ним; какие нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и подготовки к ним; каков характер этих поощрений (моральный или материальный); состав участников соревнования; взаимоотношения между ними и т.д. Во-вторых, дается их оценка с позиций гуманизма, в ходе которой учитывается, насколько они: а) позволяют сравнивать и объективно оценивать сопоставляемые способности участников соревнования; б) создают условия для того, чтобы не нанести вред их здоровью, по возможности избежать трагических последствий соперничества; в) содействуют разностороннему и гармоничному развитию личности, формированию нравственной и эстетической культуры, культуры общения, реализации других гуманистических идеалов и ценностей. На основе этого выявляются их позитивные и негативные стороны, их соответствие интересам и потребностям различных групп населения, целесообразность и эффективность использования для решения социально-педагогических и культурных задач и т.д.

2. Состояние разработки. Некоторые проблемы, составляющие предмет изучения гуманистики соревнования, уже в течение многих лет ставятся, обсуждаются в ходе научных дискуссий. К их числу в первую очередь относятся проблемы, связанные с анализом спортивных соревнований как той гуманной игровой формы организации соревнований, которая получила наиболее широкое распространение, особенно в XX столетии. Речь идет о попытках выяснить гуманистическую культурную ценность спорта и олимпийского движения, а также пути их гуманизации - повышения духовно-нравственной и эстетической ценности. Этим проблемам посвящено огромное множество отечественных и зарубежных работ. На основе их критического анализа мною разработан один из разделов гуманистики соревнования - гуманистическая теория спорта, предметом которой является гуманистическая проблематика изучения спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним.

Помимо этого мои усилия были направлены на то, чтобы выяснить, возможны ли другие и какие именно модели гуманистической организации соревнований, нужны ли они и для каких целей, в чем их преимущество по сравнению со "спортивной" моделью и т.д. Результатом этих усилий явилась теория спартианской организации соревнований и подготовки к ним. В рамках этой теории, составляющей еще один раздел гуманистики соревнования, обоснована принципиальная возможность таких гуманных игровых форм организации соревнований, которые принципиально отличаются от традиционных спортивных соревнований по своей программе, системе определения победителей, составу участников соревнования и т.д. В течение 10 лет проверена на практике возможность и эффективность использования этих форм (мы назвали их "спартианскими соревнованиями") в работе с различными группами населения (школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми, инвалидами), для решения различных социально-педагогических и культурных задач (организации активного творческого отдыха, физического и духовного оздоровления детей и молодежи, формирования свободной, активной, разносторонне и гармонично развитой личности, социальной адаптации и реабилитации инвалидов, формирования гуманных отношений между лицами разного возраста, пола, национальности, интересов и т.д.).

Такова предельно краткая характеристика новой научной теории - гуманистики соревнования". Более полно два раздела этой теории - гуманистическая теория спорта и теория спартианской модели соревнования - изложены в моих работах, которые опубликованы в пяти выпусках тематической серии "Духовность-Спорт-Культура" (1996-1997гг.), девяти выпусках тематической серии "Спорт, духовные ценности, культура" (1997-1998 гг.) и трех выпусках тематической серии "Гуманистическая теория и практика спорта" (2000 гг.), которые подготовил и выпустил Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Теория гуманистической организации соревнования: опыт разработки // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 184-187.