ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РГАФК. ПРОЕКТ "ОРБИТА"

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ РГАФК. ПРОЕКТ "ОРБИТА"

Сячин В.Д., Новоселов М.А.

Российская государственная академия физической культуры

Одна из тенденций развития современного общества - его информатизация. В настоящее время мы являемся свидетелями стремительного вторжения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. По мнению ряда ученых Ведемейера, Мура, Холмберга, Стюарта, Петерса, Кинелева, Романова, Меськова, Вержбицкого в наступившем тысячелетии данная тенденция станет еще более выраженной.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют вынести учебный процесс далеко за географические рамки учебного заведения. Созданы объективные предпосылки дистанционного образования.

Под дистанционным образованием понимается такая педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения (ДО) с подтверждением образовательного ценза.

ДО является дальнейшим развитием заочной формы обучения. Принципиальная особенность в том, что студенты разделены здесь в гораздо большей степени, чем при классической форме заочного обучения. Опыт российских вузов показывает (например, МТУСИ), что технологии ДО можно использовать не только для заочного обучения, но и для очного как дополнительное средство повышения эффективности образовательного процесса.

Важнейшим, на наш взгляд, вопросом является структура организации связи между дистантными студентами и поддерживающим процесс дистанционного обучения учебным заведением. Для решения этой задачи необходима организация отдельной инфраструктуры учебного заведения РГАФК - Центра дистанционного обучения (ЦДО).

Создание такого центра будет призвано решить ряд первоочередных задач юридического, экономического, организационного, технического, кадрового, и методического характера.

Возможны пять направлений деятельности ЦДО:

- довузовская подготовка,

- бакалавр физической культуры,

- специалист по физической культуре и спорту,

- магистр физической культуры,

- дополнительное высшее образование (аспирантура, повышение квалификации и переподготовка кадров).

На наш взгляд, для создания такого подразделения Академии есть объективные и субъективные предпосылки: парк современных компьютеров, локальная компьютерная сеть с выходом в Интернет, желание многих студентов пройти ряд дисциплин дистанционно.

Так, анкетирование 60-ти студентов 3-го курса 3,4 и 5-го факультетов показало следующие результаты:

- дома компьютер имеют 31% респондентов из числа принявших участие в анкетировании,

- 25% подключены к Интернет,

На вопрос: с какими информационными службами Интернет имеете практический навык работы, получили следующие ответы:

- электронная почта 69%,

- телеконференция 8%,

- чат 69%,

- видеоконференция 2%,

- передача файлов в Интернет FTP 63%,

- всемирная паутина WWW 69%.

Среди учебных дисциплин было высказано желание пройти курс дистанционно по истории физической культуры, философии, социологии, теории физического воспитания, экономике, биомеханике, информатике, физике.

Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующий алгоритм формирования центра ДО:

1. Подготовка базового программного обеспечения ДО, включая предварительное тестирование (комплекс программ проекта "ОРБИТА");

2. Оборудование помещения Центра ДО компьютерами и средствами телекоммуникаций,

3. Формирование штатных сотрудников Центра ДО,

4. Подготовка учебного пакета ДО (на основе сетевых и кейс технологий),

5. Подготовка дистантных преподавателей (тьюторов),

6. Набор дистантных студентов.

Проект базового программного обеспечения ДО "ОРБИТА".

Изучение ведущих центров ДО в России (в частности МТУСИ, МЭСИ, Международный институт менеджмента "Линк", Современный гуманитарный университет) дало основание составить проект пакета базового программного обеспечения для ДО, впоследствии который был назван проектом "ОРБИТА" (рис. 1).

Основу проекта "ОРБИТА" составляют:

1. Интегрированная база данных "ОРБИТА-АКАДЕМИЯ" с банками данных студентов, преподавателей и учебных дисциплин.

2. Программа дистанционного обучения через Интернет "ОРБИТА-2000";

3. Полифункциональный мультимедийный тест "ОРБИТА-1,0";

4. Полифункциональный мультимедийный учебник "ОРБИТА-СПОРТ".

Рис. 1. Пакет программного обеспечения для ДО

На сегодняшний день разработано три программы: "ОРБИТА-АКАДЕМИЯ", "ОРБИТА-2000", "ОРБИТА 1,0". В первом семестре 2000-2001 гг. было проведено тестирование программ "ОРБИТА-АКАДЕМИЯ", "ОРБИТА-2000" через Интернет, была набрана группа студентов 3 курса 3,4,5 факультетов, которые на добровольной основе изучали курс информатики дистанционно. Тестирование показало, что с последующим усовершенствованием указанных программ можно проводить дистанционное обучение по другим дисциплинам.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сячин, В.Д. Основы системы дистанционного обучения РГАФК. Проект "Орбита" / Сячин В.Д., Новоселов М.А. // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 187-191.