ТВОРЧЕСТВО КАК СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТВОРЧЕСТВО КАК СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тайсаев К.У.

Московская государственная академия физической культуры

Творчество является одним из самых основных активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой. Творчество в известном смысле есть продукт, результат игры духовных сил человека. Игра представляет собой бытийное поле творчества. Творчество - один из важнейших путей (каналов) выхода игры за свои собственные пределы в мир важнейшей продуктивной результативности человеческой деятельности. Источник способности человека к творчеству лежит в процессах антропосоциогенеза и, прежде всего в формировании рефлексивного мышления, высшим проявлением которого и выступает творчество. Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы. Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры - всей той второй природы, которую человек "надстраивает" над естественно-природными условиями своего бытия. Все остальные особенности человека - от труда до языка и мышления имеют своим основанием творчество, и поэтому именно оно является самой основной из существенных черт человека, определяющей все другие его отличительные черты. Принципиально неверным является отнесение творчества лишь к духовной деятельности человека и отрицание творческого начала в деятельности материальной или двигательной, в том числе физкультурно-спортивной. Разумнее вести речь степени насыщенности творчеством различных видов деятельности.

Имеющиеся в литературе определения творчества, хотя и значительно разнятся друг от друга, тем не менее, позволяют выделить некие общие его основания. Это, прежде всего качественная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, нельзя не видеть, что любой творческий акт содержит в себе интеллектуальный поиск, есть продукт своеобразной игры внутренних интеллектуальных сил субъекта творчества.

Творчество - это продукт человеческого созидания, это результат "самопроизвольной" созидающей творческой деятельности, начинающейся с созидания "идеальной модели" и заканчивающейся (в данной цикле) объективацией (воплощением) этой модели в реальную действительность.

Память и способность человека оперировать с богатством, хранящимся в ней информации - обязательное условие продуктивного творческого мышления. Новое качество - продукт творчества - возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни - таковыми являются, как правило, переходные периоды. Соединение различного (а именно противоположного) есть один из самых важных источников творчества. При этом очень важно, что это вновь созданное качество не содержится непосредственно в исходных для этих актов предпосылках.

Вторым источником творческой стратегии служит принцип умозаключения по аналогии. Способность человеческого ума увидеть общее в глубоко разном связана с силой абстрактного мышления. Если два события оказываются похожи в каких-то отношениях друг на друга, то известная причинная связь одного переносится на другое.

Умозаключение по аналогии имеет место и в науке, но особенно важную роль оно играет в таких обобщающих сферах творчества, как искусство и философия.

В самом общем плане виды творческой деятельности могут быть представлены тремя основными группами:

а) деятельность по выдвижению принципиально новых решений;

б) деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации;

в) деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое значения). Но она, как мне кажется, может быть отнесена к творчеству как таковому. Правда с философской точки зрения у такой классификации есть два небольших изъяна: первый из них связан с существованием, как мы видели, ряда философских концепций, принципиально не признающих за некоторыми видами человеческой деятельности творческого характера. Второй изъян связан с соотношением творческой и репродуктивной видами деятельности. Репродуктивная деятельность вовсе не противостоит деятельности творческой, ибо в ней почти всегда можно найти элементы творческой деятельности.

Любое репродуктивное действие непременно связано психологически с присвоением, действующим субъектам результата действия как своего создания, то есть субъективно (особенно при отсутствии исключительно сильных противодействующих влияний в виде тяжелых условий труда, плохой его организации, отсутствии материальных и моральных стимулов и т.п.) воспринимается как действие творческое. Что же касается репродуктивной деятельности детей, то ока воспринимается ими как деятельность творческая, ибо обладает статусом первичности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Тайсаев, К.У. Творчество как свободная деятельность // Материалы совмест. науч.-практ. конф. РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 191-193.