УРОВЕНЬ СПОРТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ РГАФК

УРОВЕНЬ СПОРТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ РГАФК

Хлопков А.В.

Российская государственная академия физической культуры

Цель исследования - определение уровня спортивно-политической культуры студентов РГАФК (будущих специалистов в области физической культуры и спорта) как элемента их общей политической культуры.

Основные задачи исследования на данном этапе его проведения:

- изучить политическое сознание студентов (их мнения, знания, ценностные ориентации, связанные с политикой и взаимоотношением спорта и политики);

- выяснить их мнение о роли академии в формировании и развитии их политической и спортивно - политической культуры.

Методы исследования. Для опроса использовалась специально разработанная нами анкета, которая состоит из 19 вопросов, разбитых на три блока:

1) знания, мнения, оценки студентов о политике и связи спорта с политикой;

2) их интересы, ценностные ориентации, мотивация в этой области;

3) мнение респондентов о роли академии в формировании и развитии их политической культуры.

Характеристика респондентов. Было опрошено 180 студентов второго, третьего и четвертого курсов РГАФК. Из них - 98 студенток, 82 - студентов.

Результаты опроса.

1. Знания и мнения студентов о политике и связи спорта с политикой. В анкете содержался вопрос о том, что такое политика. Только 34% попытались дать ответ на этот вопрос. Остальные затруднились ответить на него. Еще большее затруднение у респондентов вызвал вопрос анкеты "Что такое политическая культура?" Только 18% ответили на него.

При ответе на вопрос о том, существует ли связь между спортом и политикой, 50% выбрали ответ "да, и очень тесная", 35% - "да, но не очень существенная", 4% - "нет, они не связаны между собой" и 11% затрудняюсь ответить.

Ответы респондентов на вопрос: "В чем конкретно проявляется связь между спортом и политикой?" распределились следующим образом: 29% - "зависимость развития спорта от политики государства и решений политических деятелей"; 9% - "участие спортсменов в политической жизни, решение политических проблем общества"; 20% - "использование спорта в политических целях"; 13% - "влияние развития спорта на политику отдельных стран и общества в целом"; 6% - затруднились ответить. 10% респондентов негативно оценили связь спорта и политики, 15% - позитивно, по мнению 67% на этот вопрос нельзя ответить однозначно и 8% затруднились ответить.

2. Интересы и ценностные ориентации, мотивация в сфере политики. 31% опрошенных студентов отметили, что они следят за политическими событиями "постоянно", 59% - "по мере возможности", 7% - "только во время президентских или парламентских выборах" и 3% - "я совсем не интересуюсь политикой".

При ответе на вопрос: "Как вы считаете, должен ли специалист в области физической культуры и спорта быть политически образованным?" 35% ответили "да, обязательно", 39% - "скорее да, чем нет", 3% - "скорее нет, чем да", 15% - "нет, необязательно" и 8% - "затрудняюсь ответить". 50% респондентов указали на то, что политические события их "очень интересуют", 44% - "интересуют, но не очень", 5% - "совсем не интересуют" и 1% - "затрудняюсь ответить".

63% опрошенных студентов хотели бы прослушать спецкурс по проблеме взаимоотношения спорта и политики, 20% - нет, 17% - "затруднились ответить".

К числу наиболее интересных вопросов в рамках данного спецкурса студенты, пожелавшие его прослушать, отнесли: современное состояние спорта в стране; олимпийское движение и политика; положение молодежи в России и ее политическая ориентация.

3. Мнение респондентов о роли академии в формировании и развитии их политической культуры. Отвечая на вопрос об источниках получения информации по политическим вопросам, 92% респондентов выбрали вариант ответа - "газеты и журналы", 6% - "телевидение", 2% - "интернет". Ни один студент не отметил пункт "учебные занятия в академии".

На вопрос "Удовлетворены ли вы теми знаниями о взаимоотношении спорта и политики, которые получаете в академии?" 16% ответили "да, в полной мере", 42% - "да, но не очень", 22% - "нет, совсем не удовлетворен" и 20% - "затрудняюсь ответить". По мнению респондентов, наибольший вклад в формирование знаний по этой проблеме вносят следующие учебные дисциплины: история физической культуры и спорта - 55% респондентов, социология физической культуры и спорта - 25 %, политология - 18% и философия - 2%.

Обсуждение результатов.

Проведенный опрос позволяет сделать ряд предварительных выводов.

1. Уровень знаний студентов о связи спорта с политикой, о политике вообще весьма низкий. Этот вывод нуждается в дополнительной проверке на основе расширения и конкретизации вопросов по данной тематике.

2. Примерно лишь 1/3 опрошенных студентов проявляет более или менее устойчивый интерес к вопросам политической жизни, включая проблему связи спорта с политикой. При объяснении этого важно учитывать слабый уровень их знаний в данной области, а также влияние на отношение студентов к политике общей ситуации в стране. Существенные перемены в общественно-политической жизни и связанные с ними проблемы, трудности породили апатию, пессимизм у значительной части населения, в первую очередь у молодежи.

3. Академия играет незначительную роль в формировании спортивно-политической культуры и политической культуры в целом. Этот вывод также нуждается в дополнительной проверке, тем более что можно заметить некоторое противоречие в ответах студентах на вопросы, имеющие отношение к этому выводу (ни один студент не отметил роль учебных занятий в академии для их знаний в области политики, а вместе с тем некоторые студенты удовлетворены теми знаниями в этой области, которые они получают в академии).


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Хлопков, А.В. Уровень спортивно-политической культуры студентов РГАФК // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М., 2001. - С. 209-212.