МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ УДАРНО-СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ УДАРНО-СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Каращук А.Ф., кафедра борьбы РГАФК

Для оптимального построения педагогического контроля процесса формирования спортивно-педагогического мастерства специалистов ударно-силовых единоборств важнейшими и необходимыми аспектами являются:

1. Достоверные знания совместной специфической соревновательной деятельности в поединке на ковре обоих участников ударно-силового единоборства.

2. Содержание понятия-термина спортивно-техническое мастерство (СТМ) и его основных элементов.

3. Строение структуры системы СТМ взаимосвязанных участников единоборства.

4. Форма проведения процесса ознакомления, детального разучивания, закрепления и совершенствования СТМ у специалистов.

5. Объекты (предмет) и содержание педагогического контроля при формировании СТМ у специалистов.

Известно, что понятие -термин СТМ (техника борьбы) содержит совокупность рациональных разрешенных правилами действий борца (приемов, защит и контрприемов), применяемых для достижения победы /4/ или совокупность способов воздействия на противника для достижения целей борьбы в схватке, включающая систему передвижений, упоров, швунгов, приемов, защит, контрприемов, удержаний, дожимов и других элементов борьбы /1/. Следовательно можно считать, что приемы являются основными составляющими СТМ спортивной борьбы.

Известно также, что структура методики процесса обучения в схеме "преподаватель - занимающийся" включает прием в качестве основного и главного компонента обучения на всех его трех этапах - ознакомления, детального разучивания и закрепления и совершенствования навыков /4/. А под приемом понимается отдельное законченное действие борца, направленное на изменение положения атакуемого по отношению к ковру /4/, или техническое действие борца, имеющее целью добиться победы или преимущества над противником /1/.

В главе "Методика обучения" /4/ педагогический контроль за усвоением приема является одним из компонентов в схеме изучения приема. Там же в схеме взаимодействия преподавателя с занимающимися при обучении приемам только на этапе детального разучивания приводятся следующая рекомендация упомянутого педагогического контроля приема - "Преподаватель оценивает выполнение приема в целом исходя из качества выполнения основного действия атакующего, а занимающийся сверяет свою оценку с оценкой преподавателя". С учетом того, что для определения причин ошибок неправильного выполнения приема рекомендуется оценить, "в какой стадии его выполнения происходит ошибка (подход, отрыв, основное действие атакующего, разворот, завершение, удержание)", можно заключить, что основное действие атакующего выполняется после подхода и отрыва и перед разворотом, завершением и удержанием.

Таким образом, на современном этапе педагогический контроль СТМ ударно-силовых единоборств осуществляется на базе выполнения приема в целом по "качеству выполнения основного действия атакующего", которое для различных приемов не определено ни по "основному действию атакующего", ни по "качеству его выполнению". Следовательно, налицо комплексная проблема педагогического контроля формирования СТМ специалистов при их профессиональной подготовке по ударно-силовым единоборствам в системе ФК и С.

Целью данного исследования являлось выявление методологических элементов-компонентов педагогического контроля спортивно-технического мастерства, в частности, его системно-структурных элементов для повышения эффективности подготовки специалистов высшей квалификации по ударно-силовым единоборствам.

В настоящее время изложение спортивно-технического мастерства (техники борьбы) в учебно-методической литературе /1-6/ и в научных публикациях выполняется на основе дескрипторного (описательного) метода. Проведенные нами исследования с использованием сравнительного системно-структурного анализа показали (таблица 1), что в описаниях различных авторов по борьбе самбо и дзюдо броска через спину /2-5/ не приведено 8 из 14 (около 60%) существенных признаков спортивно-технического мастерства. При этом значительный объем описания отведен несущественным, а иногда и "вредным" признакам (11 из 17 - более 65%). Если учесть, что исследовался наиболее распространенный и результативный в практике крупнейших международных соревнований по самбо и дзюдо бросок из стойки - переворот через спину, то можно утверждать, что деструктивный метод описания спортивно-технического мастерства на современном этапе подготовки высококвалифицированных специалистов нельзя использовать в качестве основного метода для формирования знаний по технике борьбы.

В заключении следует еще подчеркнуть и тот факт, что до настоящего времени не только не описаны, но и не формируются при подготовке специалистов еще две группы результативных и эффективных переворотов через спину с использованием собственного веса тела исполнителя, в частности, по "принципу маятника", а также с перекатом и вращением вокруг оси, перпендикулярной телу соперника.

В результате исследования были также выявлены необходимые и достаточные системные элементы структуры системы спортивно-технического мастерства, подлежащие обязательному контролю в процессе его формирования у специалистов. Они приведены в таблице 2 в форме схематизированной общей педагогической модели структуры системы спортивно-технического мастерства ударно-силовых единоборств (борьбы самбо и дзюдо).

Как видно из общей модели, представленной в виде трехмерной схематизированной структурной матрицы, к контролируемым элементам отнесены все три элемента тел обоих участников единоборства (руки, ноги и туловище), три элемента собственно спортивно-технического мастерства (конструкции взаимосвязей; взаимные позы-конфигурации и расположения тел и их элементов относительно друг друга и ковра; взаимные противодействия участников друг с другом на основе острой конкуренции) и основные фазы структуры системы техники борьбы - спортивно-технического мастерства (формирование конструкций опор-взаимосвязей соперников; сближение в силовой, ударный или ударно-силовой контакт; опрокидывание, переворот или их комбинация; управление скоростным падением спиной к ковру).

Таблица 1

Описания "броска через спину" различными авторами

Формулировка действий при выполнении броска и названия фаз

Последовательность описания действий при выполнении броска

1

2

3

4

5

3. Ударно-силовое сближение //А0/2//

1/0

1/0

1/0

1/0

1. Подшагнуть ногой вперед //прыжком, зашагив.//

1

1

3

1

1.1) Развернуть стопу внутрь //см. ПР1//

1.1

     
2. Сбить руками //принцип "маятника"//

2

 

2

 
2.1) рывком //используя вес тела//    

2.1

 
2.2) на носки //см. ПР1//    

2.2

 
3. Сделать подворот - развернуться

3

2

1

2

3.1)* //в позу согнутых в коленях ног//

А1.1

4. Согнуть ноги в коленях

4

3

 

3

5. Наклониться вперед

5

4

4

4

3.2) в позу наклоненного вперед тела и туловища// А1.2

4. Переворот //А1/5//

0/1

1/1

1/1

1/1

6. Выпрямить ноги в коленях  

5

5

5

7.Подбить  

6

6

6

7.1) ягодицами  

6.1

6.1

 
7.1)* //движением тазобедренной части//

А2.1

7.2) бедра противника //опорное бедро//  

6.2

6.2

6.2

7.3) назад - вверх    

6.3

6.3

7.3)* //назад-"горизонтально"//

А2.2

8. Бросить

6

7

   
8.* //Перевернуть противника//

А3 или 2 (без подбива)

8.1) через свое плечо  

7.1

   
8.1)* //через спину//

А3.1 или 2.1

8.2) на спину

6.2

     
8.3)* //Выпрямляя ноги//

А3.2 или 2.2

8.4)*//Поворотом и наклоном туловища//

А3.3 или 2.3

Всего существенных признаков //А10///:

4/15

4/15

3/15

4/15

Таблица 2

Схематизированная общая педагогическая модель структуры системы спортивно-технического мастерства борьбы в стойке

Элементы тел соперников

Основные фазы структуры системы техники борьбы

Формирование конструкций-взаимосвязей

Сближение в контакт (ударно-силовой)

Опрокидывание-
переворот

Управление скоростным падением

РУ-

БР

       

КИ

СП

       

НО-

БР

       

ГИ

СП

       

ТУ-

БР

       

ЛОВ.

СП

       
 

Конструкции взаимосвязей

Взаимные позы и расположения

Взаимные противодействия

Обозначения: 1. БР - борец (атакующий участник). 2. СП - соперник противодействующий борцу участник).

В заключении необходимо еще отметить, что предложенные элементы контроля спортивно-технического мастерства апробированы и скорректированы в течении 8 лет на двух потоках "Специализации дзюдо" и, по мнению студентов, позволяют получить более глубокие спортивно-педагогические знания, умения и навыки по спортивно-техническому мастерству будущего специалиста ударно-силовых единоборств.

Литература:

1. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. - М.: "Просвещение", 1993. - 240 с.

2. Коблев Я.К. и др. Борьба дзюдо. - М.: ФК и С, 1987. - 160 с., ил.

3. Турин Л.Б. Борьба самбо. - М.: "Советская Россия", 1963. - 208 с., ил.

4. Спортивная борьба: Учебник для институтов ФК. /Под ред. А. П. Купцова. М.: ФК и С, 1978. - 424 с.: ил.

5. Харлампиев А.А. Борьба самбо. - М.: ФК и С, 1964. - 390 с., ил.

6. Эссинк Х. Дзюдо. - М.: ФК и С, 1974. - 118 с., ил.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Каращук, А.Ф. Методологические аспекты контроля спортивно-педагогического мастерства специалистов ударно-силовых единоборств // Сб. тр. учен. РГАФК. - М., 2000. - С. 17-21.