ПРОСТРАНСТВО СОПРЯЖЕННОГО УПРАЖНЕНИЯ БЕГОВОГО НАВЫКА: ТРЕНАЖЕРЫ, МЕТОДЫ, ОЦЕНКИ, МЕТОДИКА, ПРИЗНАКИ, ПРИЕМЫ, ПРИНЦИПЫ, ЗАКОН

ПРОСТРАНСТВО СОПРЯЖЕННОГО УПРАЖНЕНИЯ БЕГОВОГО НАВЫКА: ТРЕНАЖЕРЫ, МЕТОДЫ, ОЦЕНКИ, МЕТОДИКА, ПРИЗНАКИ, ПРИЕМЫ, ПРИНЦИПЫ, ЗАКОН

Мехрикадзе В.В., кафедра теории и
методики легкой атлетики

Нобелевскому лауреату по физике Джорджу Джону Томсону принадлежат слова том, что из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, введение новых идей является самой важной. К этим словам великого англичанина можно добавить, что, именно, новые идеи дают объяснение и понимание тех проблем и задач на которые ранее не было ответов.

Ниже представлено больше 100 идей, определивших первоначально разработку теоретических аспектов сопряженной тренировки, а затем переросших в концепцию пространства сопряженного упражнения бегового навыка.

Научная новизна исследований заключается в том, что впервые разработана концепция пространства сопряженного упражнения бегового навыка, включающая более 30 тренажеров сопряженного воздействия, 7 методов упражнения бегового навыка, 8 методов оценки двигательных способностей, сформулированы 6 признаков бегунотренажерной системы, 11 приемов упражнения бегового навыка, 6 принципов синергетического упражнения бегового навыка и закон самосовершенствования бегового навыка. Вышеперечисленное подверждается 32 авторскими свидетельствами СССР, патентами Российской Федерации и положительными решениями на изобретение, более 30 задач дополнительно решены на уровне изобретений, основная часть результатов нашла отражение в двух монографиях: "Тренировка спринтера" (М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 162 с.) и "Тренировка юного спринтера" (М.: Физкультура и спорт, 1999. - 152 с.).

Актуальность работы обусловлена тем, что, по мнению И.П.Ратова, Г.И.Попова, С.С.Добровольского и др., на современном уровне развития достижений в спринтерском беге только разработка и применение новых, нетрадиционных технологий, обладающих высокой упражняющей способностью бегового навыка, может обеспечить дальнейший рост спортивных результатов. К одной из таких технологий, относится реализованные за последние годы концепции искусственно управляющей и предметной сред, и пространства сопряженного упражнения бегового навыка.

Результаты исследования. На рисунке представлены тренажеры сопряженного воздействия, позволяющие создавать акцентированные нагрузочные воздействия на отдельные фазы бегового шага.

Помимо тренажеров впервые разработаны:

А) сопряженные методы упражнения бегового навыка - двусуставной, импульсный, асимметричный, вибрационный, уровневый, вариативный, синергетический;

Б) сопряженные методы оценки двигательных способностей - моторной оперативности, силовых способностей, силовой выносливости; метод оценки дефицита специальной активной гибкости; метод оценки упражненности бегового навыка, "чувства дорожки", а также уровней построения бегового навыка, координационных способностей;

В) методика сопряженно-поэтапного формирования бегового навыка в годичном цикле подготовки;

Г) взаимосвязь фаз бегового шага;

Д) сформулированы признаки бегунотренажерной системы (БТС): 1) Целостность БТС, в которой психофизиологическое и морфологическое строение первой составляющей системы (бегун) структурно и функционально образуют компоненты второй составляющей (тренажер) и имеют между собой связи. Обе составляющие дополняют моторные звенья психофизиотехнокомпонентами; 2) Энергоинформационное взаимодействие между компонентами БТС: 1) максимально по психологической компоненте; 2) минимально, переменно и пробно-поисково по величине воздействий компонентов второй составляющей на первую; 3) действует во всех направлениях пространственно-временного континуума; 4) повторное воздействие в следующем временном отрезке выполняют в направлениях континуума, обеспечивших увеличение главной полезной функции (ГПФ) в прошедшем временном отрезке; 3) Системно-целевая кооперация энергоинформационного воздействия на моторные звенья БТС формируется приматом психологической компоненты и обеспечивает структурный минимум воздействий компонентов второй составляющей на первую; 4) Возрастание ГПФ в БТС - объективная необходимость развития системы движений, которая фиксирует новую структуру с взаимосодействующими адаптивными связями между компонентами; 5) Перманентность состояний БТС обусловлена тремя состояниями навыка: "независимое равновесие", "не равновесие" и "новое равновесие". "Не равновесие" формируется энергоинформационным воздействием компонентов составляющих для облегченного образования структурно-функциональных зачатков "нового равновесия", которое развивается и закрепляет систему в состоянии подлинного "независимого равновесия" с увеличенной ГПФ; 6) Жизненный цикл БТС раскрывает динамику совершенствования: 1) морфо-функциональных компонентов первой составляющей системы за счет дифференциации и специализации компонентов второй составляющей в начале цикла: 2) биомеханических и физиологических механизмов за счет детерминации психомоторной компоненты и полифункционального воздействия компонентов второй составляющей в середине цикла: 3) в направлении идеализации компонентов БТС за счет свертывания второй составляющей, взаимного проникновения компонентов первой и второй составляющих, использования биологических и иных подобий в конце жизненного цикла системы;

Е) сформулированы приемы упражнения бегового навыка в БТС: 1) предварительной стимуляции способствует преднастройке навыка к последующему моторному исполнению; 2) стимуляции в предшествующей фазе способствует лучшему исполнению основной фазы навыка; 3) сенсорной блокады, - например, отключение зрения, слуха - способствует повышению мышечного восприятия навыка; 4) диверсии алкогольной интоксикацией или фармакологическими средствами способствует повышению управляемости навыка; 5) изменения положения биозвена через двигательные рефлексы способствует повышению управляемости навыка; 6) стимуляции первостепенных мышечных групп в отдельных фазах навыка способствует ограничению излишних напряжений второстепенных мышечных групп; 7) стимуляции растяжением мышц перед их сокращением способствует повышению сократительных свойств, повышая скорость движений; 8) сближения вектора импульсов движения махового и опорного биозвена к продольной составляющей ОЦМТ способствует повышению эффективности движений; 9) облегчения по вертикали и направлению движения махового и опорного биозвеньев способствует снижению ударных и отрицательных сил на опоре и излишних колебаний ОЦМТ, повышая скорость движений; 10) стимуляции ритмики колебаний биозвеньев в различных фазах навыка способствует согласованию их ритма и эффективности движений; 11) копирования с экрана либо с зеркального отображения собственного навыка способствует лучшему его овладению.

Ж) сформулированы принципы синергетического упражнения бегового навыка в БТС: 1) адекватного упражнения раскрывает соответствие энергоинформационного воздействия компонентов БТС состоянию бегового навыка: "не равновесие", "новое равновесие" "независимое равновесие"; 2) частноцелостного упражнения раскрывает энергоинформационное влияние компонентов БТС через стимулируемую часть на навык в целом; 3) идеомоторного упражнения раскрывает единство мыслеобраза, кинестезиса и моторики навыка, с приматом первой составляющей и управляющими командами; 4) кооперативного упражнения раскрывает системно-целевую организацию компонентов энергоинформационного воздействия, в зависимости от ее вклада в рост ГПФ; 5) пробно-поискового упражнения раскрывает энергоинформационное воздействие по пробно-поисковому методу в направлениях пространственно-временного континуума.

З) сформулирован закон самосовершенствования бегового навыка в бегунотренажерной системе: самосовершенствование бегового навыка - это повышение упражненности, интегрально отраженное в увеличении главной полезной функции (ГПФ) - скорости бега, в результате: 1) организации энергоинформационного воздействия в бегуно- и тренажерной составляющих БТС по пробно-поисковому методу с установкой на увеличение ГПФ; 2) системно-целевой кооперацией видов воздействий в тех направлениях пространственно-временного континуума навыка, которые обеспечивают рост ГПФ; 3) перманентного состояния навыка, где энергоинформационное воздействие формирует состояние "не равновесие" с зачатками "нового равновесия" и последующим развитием с переходом в состояние "независимого равновесия" с возросшей ГПФ.

Заключение. Закон самосовершенствования бегового навыка является предуцированным законом - это когда мышление отрывается от реальных данных, уходит от них вперед и, оглядываясь и соизмеряясь с ними, строит впереди них определяющих их базис. Данная методологическая операция с введением ряда дополнений позволяет в перспективе определить нетрадиционные подходы и пути к проектированию и конструированию гибридных психобиотехнических тренажеров.

В подтверждении вышеизложенного позвольте привести известное высказывание И. Ньютона: "Вывести два или три общих начала движения из явлений и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих общих начал".

ТРЕНАЖЕРЫ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

           

           

Совершенствование способности к разгону и торможению маховой ноги

                       

           

Совершенствование способности к сведению и разведению ног

           

           

Совершенствование способности к отталкиванию

           

Совершенствование движений таза и плеч

Совершенствование беговой позы-осанки

Совершенствование техники беговых движений

           

Совершенствование техники движений

           

           

Совершенствование техники движений рук

Совершенствование техники движений ног

Совершенствование техники движений рук и ног

Совершенствование импульсов управления движением маховой конечности и тела

Совершенствование скорости и амплитуды изменения длины мышц

Совершенствование беговых движений


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мехрикадзе, В.В. Пространство сопряженного упражнения бегового навыка: тренажеры, методы, оценки, методика, признаки, приемы, принципы, закон // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 43-52.