ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Мирошников А.А., преп. каф. МКФФК

Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.В. Выготский, 1983; М.Л. Гейнисман, 1992; Л.А. Венгер, 1994). Не менее известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности (А.В. Запорожец, 1984, Т.И. Осокина, 1997, В.К. Бальсевич, 1998) .

В настоящее время, около 20% дошкольников имеют низкий уровень физического развития (Ю.В. Демьяненко, 1987, Е.Я. Бондаревский, В.В. Мельник, В.М. Поставнев, 1991), а к 7 годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25-27% (Н.А. Яблочникова, 1995).

Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование большого количества программ по физическому воспитанию дошкольников и новых методических разработок (А.В. Кенеман, 1985; Д.В. Хухлаева, 1985; В.Г. Фролов, 1986; Ю.В. Демьяненко, 1987; М.А. Рунова, 1988; В.А. Садовский, 1989; А.Г. Сухарев, 1991; М.А. Правдин, 1992; В.А. Шишкина, 1996; Лагутин, 1997; М.Д. Маханева, 1999; О.С. Шнейдер, 1999; В.Н. Шебеко, 1999; и др.).

Наряду с охраной и укреплением здоровья детей, одной их основных задач физического воспитания является обучение основным движениям, т.е. формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности (ДКС), которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка (В.И. Филлипович, И.М. Туревский, 1978, Т.И. Осокина, 1985, В.К. Бальсевич, 1986, В.И. Лях, 1991- 1998 и др.).

Таким образом, решение проблемы развития ДКС в дошкольном возрасте является, на наш взгляд, краеугольным камнем в воспитании гармонично развитой, здоровой и что не менее важно хорошо подготовленной к школе личности.

Цель нашего исследования - выявить эффективность влияния занятий различной направленности на двигательно-координационные способности детей 4-6 лет".

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Определить средства, составляющие программу занятий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Разработать программу занятий по физическому воспитанию преимущественно направленную на формирование ДКС детей 4-6 лет.

3. Определить влияние упражнений различной направленности на отдельные двигательно-координационные способности детей 4-6 лет.

4. Выявить основные закономерности возрастного развития отдельных ДКС в дошкольном возрасте.

5.Определить эффективность влияния занятий различной направленности на физическое состояние детей 4-6 лет.

В исследовании использовался ряд методов, дополняющих друг друга и служащих средством решения поставленных задач.

В качестве методов использовались:

1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Педагогические наблюдения и хронометраж.

3. Контрольные испытания.

4. Педагогический эксперимент.

Математико-статистические методы обработки информации: вычисление средних значений, стандартного отклонения, корреляционного и факторного анализа, а также t-критерий Стьюдента.

Исследование проводилось в три этапа с октября 1996 года по январь 2000 года лет в детских садах (№ 1654, 1289, 1652, 1769) города Москвы, в исследовании приняло участие 624 ребенка в возрасте от 3/4 до 6/7 лет.

Эксперимент проходил с сентября 1997 по июнь 1999 года в 4 садах города Москвы 1654, 1289, 1652 - экспериментальные, 1769 - контрольный. С начала до конца в эксперименте принимали участие дети 3(4) - 5(6) лет, 1и 2 групп здоровья до младшей группы не посещавшие детского сада. Всего было 4 группы исследуемых детей по 14-17 человек в каждой, по 1-ой в каждом детском саду - всего 3 контрольные и 1 экспериментальная группа.

Для проведения педагогического эксперимента мы составили программу занятий для детского сада № 1654 опираясь на программы физического воспитания для детских садов ("Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой, 1987; Типовая программа "Физическая культура в детском саду", 1991; "Истоки" Базисная программа развития ребенка дошкольника./ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арноутова и др., 1997).

Основными особенностями программ послужило то, что:

Экспериментальный д/с №1654 - 50% времени занимали упражнения сложной координационной структуры ациклического характера (гимнастические упражнения и т.п.) (Таблица 1);

1 Контрольный д/с № 1289 - 50% времени занимали упражнения циклического характера (л/а, плавание и т.п.);

2 Контрольный д/с № 1652 - 50% времени занимали подвижные игры;

3 Контрольный д/с № 1769 - занимался по комплексной программе ("Истоки" Базисная программа развития ребенка дошкольника./ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арноутова и др., 1997)

Результаты исследования. Для решения задачи определения влияния упражнений различной направленности на отдельные двигательно-координационные способности детей 4-6 лет нами в декабре 1997- январе 1998 года были проведены контрольные испытания с помощью батареи контрольных упражнений для оценки уровня развития основных двигательно-координационных способностей.

По результатам контрольных испытаний, в которых приняли участие 307 человек (114 - 3-4 года; 104 - 4-5 лет; 89 - 5-6 лет) были составлены шкалы оценивания исследуемых двигательно-координационных способностей по методу перцентилей.

Диаграмма 1

Контрольное упражнение № 1 - Способность к перестроению двигательного действия (Бег переноской предмета - "Челночный бег")

Контрольное упражнение № 2 - Способность к статическому равновесию (Удержание позы - "Цапля")

Контрольное упражнение № 3 - Способность к динамическому равновесию (Пройти по линии - "Канатоходец")

Контрольное упражнение № 4 - Способность к реакции (Простая ЗМР - "Нажми на кнопку")

Контрольное упражнение № 5 - Способность к двигательной точности (Бросок в цель - "Снайпер")

Контрольное упражнение № 6 - Способность к ориентировке в пространстве (Повороты в кругу - "Веселая юла")

Контрольное упражнение № 7 - Способность к ритму (Бег в определенном ритме - "Бег по кочкам")

Контрольное упражнение № 8 - Способность к пространственному ориентированию (Прыжок на разметку - "Допрыгни до берега")

После проведения педагогического эксперимента мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента. В итоговых контрольных испытаниях принимали участие только дети контрольных и экспериментальной группы в количестве 67 человек. На диаграмме 1 представлен двухлетний прирост результатов выполнения контрольных упражнений детьми 3(4) - 5(6) лет.

Как видно по диаграмме, во всех контрольных упражнениях прирост средних результатов экспериментальной группы больше, чем у контрольных групп. Особенно заметны различия в развитии способностей к ритму, динамическому равновесию и пространственному дифференцированию. Различия между приростами результатов контрольных упражнений экспериментальной и контрольных групп достоверны с уровнем значимости 5%, кроме контрольных упражнений на способность к перестроению двигательного действия и способность к статическому равновесию. В этих двух контрольных упражнениях не наблюдается статистически достоверной разницы между результатами экспериментальной и контрольных групп.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментальная программа эффективно воздействует на большинство исследуемых отдельных двигательно-координационных способностей, особенно на способность к ритму (прирост результатов экспериментальной группы более чем в два раза превосходит прирост результатов контрольных групп) и ее можно с успехом применять при работе с детьми 3-6(7) лет.

Для определения эффективности влияния занятий различной направленности на физическое состояние детей 4-6 лет использовался так называемый тест мера (Тестирование физической подготовленности детей 3-7 лет в дошкольных учреждениях образования г. Москвы" составители А.Н. Тяпин, В.М. Щербаков и др.), который проводился два раза в год (первый раз в октябре, второй раз в мае), во всех 4 детских садах и в котором присутствовали тесты на развития основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также отдельной двигательно-координационной способности (челночный бег).

Наиболее существенные изменения произошли с активной гибкостью позвоночника и тазобедренных суставов, силовой выносливостью брюшного пресса и скоростно-силовыми качествами. Динамикой изменения их средних показателей представлены на диаграммах 2-4.

Из диаграмм видно, что если тесте на скоростно-силовые качества нет большой разницы между приростами результатов в экспериментальной и контрольных группах, то в двух остальных тестах дети экспериментальной группы значительно опередили детей контрольных групп.

Таким образом можно сказать, что экспериментальная программа эффективно развивая двигательно-координационные способности детей 4-6 лет, не только не снижает физическую подготовленность но и существенно повышает уровень развития таких физических качеств как активная гибкость и силовая выносливость. Следовательно экспериментальную программу занятий физическими упражнениями с полным основанием можно рекомендовать для использования в процессе физического воспитания детей 4-6 лет.

Литература:

1. Антонюк С., Королев С. Оздоровительно-корригирующие методики в физическом воспитании детей дошкольного возраста./Тезисы докладов Международного Конгресса Москва 24-28 мая 1998 г. "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". - М.: "ФОН", 1998. - 305-306 с.

2. Артамонова Т. Факторная структура двигательных способностей у детей дошкольного возраста./Тезисы докладов Международного Конгресса Москва 24-28 мая 1998 г. "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". - М.: "ФОН", 1998. - 282-283 с.

3. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеобразовательные упражнения в детском саду. - М.: "Просвещение", 1990. - 176 с.

4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1981. - 96 с.

5. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1983. - 144 с.

6. Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: автореферат на соискание ученой степени к.п.н. - Челябинск, 1998. - 20 с.

7. Глазырина Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников: Автореферат на соискание ученой степени д.п.н. - Минск, 1992. - 41 с.

8. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: "ФОН", 1996. - №3. - 43-49 с.

9. Демьяненко Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - М., 1987. - 26 с.

10. Дмитренко Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста. - Киев: "Рад. школа", 1983. - 112 с.

11. Донской Д.Д. Биомеханическое обоснование строения действия / Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных вузов. - М., 1998. - 40 с.

12. Дьяченко Г.Б. Развитие координации движений у детей 3-6 лет с использованием легкоатлетических упражнений: Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. - СПб., 1993. - 22 с.

13. Ефименко Н.Н. Как по-новому планировать физическое воспитание дошкольников: Методическое пособие к авторской программе "Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников". - Украина, Белгорода Днестр, 1996. - 39 с.

14. Игры на воздухе / Составитель Барышникова Т. - СПб.: "Кристалл", КОРОНА принт, 1998 г. - 288 с.

15. Ильин В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. - Пенза, 1993. - 23 с.

16. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. - М.: "Карапуз", 1997. - 288 с.

17. Колодницкий Г.А., Голубев А.М. Танцевальные, ритмические упражнения, музыкальные игры и танцы на уроках физической культуры. / Методические рекомендации. - М., 1995. - 36 с.

18. Кондо М., Мацуда И., Сугиара Ф. Физическая активность детей.//Тайику но кагаку, 1987, т. 38, № 7-11.

19. Лагутин А.Б. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами основной гимнастики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - М., 1997. - 23 с.

20. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: "Просвещение", 1991. - 339 с.

21. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: "Физкультура и спорт", 1991. - 543 с.

22. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Методическое пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: "Аркти", 1999. - 88 с.

23. Назаренко Н.Н. Организационно-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-7 летнего возраста: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - Тула, 1999. - 23 с.

24. Основные характеристики программ по физической культуре в детских садах социалистических стран. "Основни характеристики на програмите по физическа култура в детските градини на социалистическите страни"// Вопроси на физическата култура", № 1, 1987. - 25-27 с.

25. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников. - М.: "Просвещение", 1971. - 159 с.

26. Панфилова Н.В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4-6 лет в связи с особенностями двигательной ассиметрии: Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. - Владимир, 1992. - 24 с.

27. Педагогическая практика студентов по курсу "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста": Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Кенеман А.В., Лескова Г.П., Аракелян О.Г. и др.; Под редакцией Кенеман А.В., Осокиной Т.И., - М.: "Просвещение", 1984. - 176 с.

28. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: "Просвещение", 1988. - 143 с.

29. Правдов М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - Санкт-Петербург,1992. - 24 с.

30. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: "Просвещение", 1987. - 192 с.

31. Рекомендации по организации и содержанию занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста / Составители Геллер М.Е., Усова М.А. - Минск, 1985. - 55 с.

32. Сахоненко А.А. Общая физическая подготовка умственно отсталых школьников 8-11 лет: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - Омск, 1999. - 20 с.

33. Седов К.М. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к физическому воспитанию мальчиков 4-5 лет.//Теория и практика физической культуры. - М., 1996. - 14-15 с.

34. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу "Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста": Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания педагогических институтов/ Составитель Кенеман А.В. - М.: "Просвещение", 1985. - 144 с.

35. Сонг Хе Рюнг Процесс формирования двигательного навыка на этапе начальной подготовки юных гимнастов: Автореферат на соискание ученой степени к.п.н.- М., 1997. - 23 с.

36. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. /Под редакцией В.М. Зациорского. - М.: "Физкультура и спорт", 1982. - 256 с.

37. Усаков В. Динамика физической подготовленности дошкольников в свете современной образовательной парадигмы./Тезисы докладов Международного Конгресса Москва 24-28 мая 1998 г. "Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы". - М.: "ФОН", 1998. - 296-297 с.

38. Устинова Е.В. Особенности методики обучения фигурному катанию на коньках детей с нарушением интеллекта: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - Санкт-Петербург, 1998. - 24 с.

39. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Развитие некоторых основных движений и физических качеств)/ Под редакцией Кистяковской М.Ю. - М.: "Педагогика", 1978. - 160 с.

40. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: "Просвещение", 1984. - 159 с.

41. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. - М.: "Просвещение", 1986. - 160 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мирошников, А.А. Влияние занятий различной направленности на двигательно-координационные способности детей 4 - 6 лет // Сб. тр. учен. РГАФК. - М., 2000. - С. 53-62.