ВОЗРАСТНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОК В ХОДЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

ВОЗРАСТНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОК В ХОДЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

Федотова Е.В.

Возможность повышения эффективности и рациональности процесса многолетней спортивной подготовки тесно связана с анализом и учетом изменений, происходящих в структуре подготовленности спортсменов в процессе многолетнего становления мастерства. И первым шагом на пути выявления и изучения структуры подготовленности спортсменов становится определение тех показателей различных сторон их подготовленности, которые оказывают наибольшее влияние на успешность спортивного совершенствования в данном виде спортивных игр.

В проведенном исследовании приняли участие спортсменки 10-18 лет, специализирующиеся в хоккее на траве (n=135). Все участницы эксперимента были обследованы по широкому комплексу показателей, отражающих их морфо-функциональные особенности, уровень физической и технической подготовленности, психофизиологические характеристики (всего более 70 параметров), а также показатели эффективности и активности игровой соревновательной деятельности. Для выявления и оценки взаимосвязи показателей соревновательной деятельности и подготовленности спортсменок был проведен корреляционный анализ, затем - с учетом результатов последнего - множественный регрессионный анализ. Искомые уравнения были получены методом пошаговой множественной регрессии с использованием процедуры последовательного сокращения группы переменных в порядке их статистической и логической значимости. В результате обработки данных были получены уравнения регрессии, основные параметры которых представлены в табл.1 и 2. Независимыми переменными в уравнениях, отражающих взаимосвязь эффективности соревновательной деятельности и подготовленности спортсменок, являются следующие показатели и характеристики:

-на этапе начальной подготовки: длина тела (Х1); росто-весовой индекс (Х2); мышечная масса (Х3); прыжок в длину с места (Х4); бег 30 м с места (Х5); РДО (Х6); объем внимания (Х7); переключение внимания (Х8); удары по воротам (время) (Х9);

-на этапе начальной специализации: длина тела (Х1); росто-весовой индекс (Х2); прыжок в длину (Х3); РДО (Х4); реакция прогнозирования (Х5); дифференцировка мышечных усилий (Х6); кинестезическая чувствительность (Х7); оперативность мышления (Х8); точность и дальность броска мяча (Х9);

-на этапе углубленной тренировки: длина тела (Х1); прыжок в длину с места (Х2); дизъюнктивная реакция (Х3); РДО (Х4); рациональность мышления (Х5); распределение внимания (Х6); реакция прогнозирования (Х7); обводка стоек с передачей (Х8); точность и дальность броска мяча (Х9); техника обводки (Х10);

-на этапе спортивного совершенствования: PWC170 (Х1); прыжок в длину с места (Х2); челночный бег (Х3); дифференцировка мышечных усилий (Х4); скорость переработки информации (Х5); рациональность мышления (Х6); распределение внимания (Х7); переключение внимания (Х8); удары по воротам (время) (Х9); техника обводки (Х10).

Анализ составов комплексов наиболее информативных показателей дает возможность выделить особенности, характерные для каждой возрастно-квалификационной группы. На этапе начальной спортивной подготовки значительный удельный вес в комплексе наиболее информативных характеристик имеют показатели, отражающие уровень физического развития и физической подготовленности спортсменок. Из показателей, характеризующих психологическую подготовленность спортсменок, наибольшее значение имеют различные свойства внимания. На этапе начальной специализации наряду с сохранением значимости показателей физического развития и физической подготовленности спортсменок, происходит повышение числа входящих в модель психофизиологических показателей, являющихся основой и для успешного овладения техническими приемами, и для тактической подготовки спортсменок. Характеризует этот этап и появление в числе наиболее информативных характеристик показателей оперативности мышления и скоростной техники обводки. На этапе углубленной тренировки оперативность мышления уступает место рациональности (естественно, в условиях временного ограничения). Здесь же увеличивается удельный вес показателей технической подготовленности, а также показателей, с различных сторон характеризующих быстроту и точность двигательных реакций спортсменок, что отражает новые требования со стороны игровой соревновательной деятельности, связанные с повышением темпа игры и необходимостью принятия более быстрых и точных решений. На этапе спортивного совершенствования в число наиболее значимых входит показатель физической работоспособности, что связано с повышением требований к этому компоненту подготовленности со стороны соревновательной деятельности. В это же время впервые в числе наиболее информативных характеристик появляется показатель челночного бега, по результатам которого можно судить об уровне специальной выносливости спортсменок. Из показателей технической подготовленности наиболее значимыми являются быстрота выполнения ударов по воротам, требующего высокой точности, и техника обводки, отражающая время, необходимое спортсменкам непосредственно на обработку мяча. Полученные регрессионные модели обладают высокой статистической значимостью (p<0,01) и объясняют значительную долю дисперсии зависимой переменной - эффективности игровой соревновательной деятельности, составляющую от 61 до 83 % в зависимости от этапа многолетней подготовки.

В число независимых переменных уравнений регрессии, характеризующих зависимость активности соревновательной деятельности от подготовленности спортсменок, вошли:

-на этапе начальной подготовки: PWC170/кг (Х1); прыжок в длину с места (Х2); пятерной прыжок (Х3); челночный бег (Х4); сгибание и разгибание рук в упоре лежа в упоре лежа (Х5); реакция прогнозирования (Х6); оперативность мышления (Х7); обводка стоек с передачей (Х8);

-на этапе начальной специализации: оценка биологического развития (Х1); PWC170/кг (Х2); прыжок в длину (Х3); пятерной прыжок (Х4); кинестезическая чувствительность (Х5); оперативность мышления (Х6); точность и дальность броска (Х7); обводка стоек с передачей (Х8); время ударов по воротам (Х9);

-на этапе углубленной тренировки: росто-весовой индекс (Х1); PWC170/кг (Х2); пятерной прыжок (Х3); реакция прогнозирования (Х4); объем внимания (Х5); устойчивость внимания (Х6); скорость переработки информации (Х7); точность ударов (Х8); техника обводки (Х9);

-на этапе спортивного совершенствования: росто-весовой индекс (Х1); PWC170/кг (Х2); челночный бег (Х3); объем внимания (Х4); оперативность мышления (Х5); точность ударов (Х6); обводка стоек с передачей (Х7).

Анализ полученных регрессионных моделей в возрастно-квалификационном аспекте выявил следующие закономерности. На всех этапах многолетней подготовки игровая активность определяется не только физическими возможностями спортсменок, позволяющими поддерживать заданный темп игры, но и целым рядом психофизиологических характеристик (объем, устойчивость, переключение внимания, реакция прогнозирования, оперативность мышления), лежащих в основе способностей спортсменок к тактическим действиям, и высокий уровень проявления которых позволяет игрокам не "пассивно" следовать за ходом игры, а активно в ней участвовать на основе принимаемых решений в соответствии со складывающейся игровой ситуацией. Тем, что в состав переменных полученных уравнений регрессии вошли и показатели технической подготовленности спортсменок, подтверждается тот факт, что наиболее "включенными" в игру являются игроки, обладающие более высоким уровнем технической подготовленности (в частности, более точными передачами, более эффективной обводкой). Статистическая оценка полученных регрессионных моделей показала, что они объясняют от 61 до 77 % дисперсии зависимой переменной - количества выполняемых технико-тактических действий. При этом взаимоотношения показателей, зафиксированные во всех моделях, достоверны при p<0,01.

Таким образом, полученные уравнения регрессии дают количественное выражение зависимости показателей эффективности и активности соревновательной деятельности от уровня основных показателей различных сторон подготовленности юных спортсменок на каждом из этапов многолетней тренировки и могут быть использованы для прогнозирования возможных изменений параметров игровой соревновательной деятельности при изменениях соответствующих показателей подготовленности, их определяющих. На модели хоккея на траве показано, что уровень спортивных результатов в командных игровых видах спорта на всех этапах многолетнего становления мастерства зависит от целого комплекса факторов, причем факторов различной природы, что связано со спецификой игровой соревновательной деятельности этой группы видов спорта и что предъявляет особые требования к разносторонности спортивной подготовки спортсменок-игровиков.

Таблица 1

Результаты множественного регрессионного анализа взаимосвязи показателей эффективности соревновательной деятельностии подготовленности хоккеисток на различных этапах многолетней подготовки

Этап начальной спортивной подготовки

R

R2*

SE

P

0,83

0,57

2,62

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

b9

100,19

0,99

-0,42

-0,65

-0,93

-0,68

-0,29

0,21

0,35

-0,33

Этап начальной спортивной специализации

R

R2

SE

P

0,89

0,74

2,83

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

b9

-53,84

0,35

0,55

-0,33

-0,33

-0,32

0,47

0,16

-0,34

0,70

Этап углубленной тренировки

R

R2

SE

P

0,92

0,77

1,97

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

b9

b10

-111,90

-0,30

1,02

-0,56

0,39

0,43

-0,43

-0,31

0,73

0,23

0,33

Этап спортивного совершенствования

R

R2

SE

P

0,94

0,83

1,59

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

b9

b10

34,78

0,51

-0,27

-0,48

0,40

0,49

-0,65

0,80

-0,43

0,57

0,49

* Величины коэффициэнтов детерминации приведены с учетом степеней свободы

Таблица 2

Результаты множественного регрессионного анализа взаимосвязи показателей активности соревновательной деятельности и подготовленности хоккеисток на различных этапах многолетней подготовки

Этап начальной спортивной подготовки

R

R2

SE

P

0,92

0,79

7,63

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

373,78

0,47

-0,35

-0,43

-0,66

0,71

0,21

0,42

-0,38

Этап начальной спортивной специализации

R

R2

SE

P

0,84

0,61

11,35

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

b9

b10

-114,46

0,38

0,33

0,57

-0,53

0,19

-0,52

0,55

0,63

-0,27

-0,37

Этап углубленной тренировки

R

R2

SE

P

0,87

0,65

11,68

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

b9

303,82

-0,55

0,66

0,46

-0,69

0,27

-0,23

-0,59

-0,33

0,18

Этап спортивного совершенствования

R

R2

SE

P

0,92

0,74

10,06

<0,01

Коэффициенты уравнения регрессии

a

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

1019,75

-0,34

0,35

-0,57

-0,62

-0,73

-0,71

-0,24


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Федотова, Е.В. Возрастно-квалификационные изменения взаимосвязи показателей соревновательной деятельности и подготовленности хоккеисток в ходе многолетней тренировки // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 75-80.