СПЕЦКУРС "РИТОРИКА" КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

СПЕЦКУРС "РИТОРИКА" КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Волкова М.С., ст. препод. rаф.
филологии и спортивной журналистики

Эффективность любой профессиональной деятельности требует от человека развития определенных качеств, характеризующих успешность этой деятельности. Очевидно, что к какой бы сфере деятельности ни готовились выпускники академии физической культуры, им предстоит работа с людьми, предполагающая общение с ними. Именно поэтому профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту не должна определяться только знаниями по базовым учебным дисциплинам.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек". Вообще же умение строить отношения с людьми, находить подход к ним необходимо каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления - оригинальное решение актуальной для определенной области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками. А для этого нужно еще и отработать систему доказательств оптимальности и необходимости реализации своей идеи.

Формированию таких умений способствует и введенный в учебный план академии физической культуры спецкурс "Риторика".

Риторика задает основные координаты речевого общения, что в современном обществе исключительно важно.

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология общения, риторика, большим успехом пользуются тренинги по общению.

Актуальность предмета "Риторика" обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениями цивилизованный характер.

В сегодняшней непростой ситуации цивилизованное государство может быть построено людьми Разума как высшей человеческой ценности, самостоятельно мыслящими и умеющими ''действовать словом по возможности сознательно и в соответствии с ситуацией и задачей общения ''. На наш взгляд, главным ценностным ориентиром молодежи должно стать оптимальное в любой жизненной ситуации речевое поведение, при котором специалист не только компетентен и эрудирован, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Это умение, определяемое совокупностью качеств: гибкостью мышления, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, конструктивностью общения с оппонентом, способностью мгновенно преодолеть ''аудиторный шок'' в официальном общении и др., - и совершенствует предмет "Риторика".

Кроме того, актуальность курса, его предельная необходимость для профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту обусловлена резким снижением уровня речевой культуры, общей девальвацией духовных ценностей, неуважением к современным нормам речи. Нормативный и эстетически организованный речевой строй требует повышенного внимания как формирующий фактор, определяющий продуктивность и выразительность межличностного общения.

Речь студентов сегодня засорена варваризмами и жаргонизмами, фактами табуированной фразеологии. Крайне примитивны формы диалога, которые доступны учащимся, низка культура дискуссии и оформления собственной точки зрения. Одновременно учащиеся стесняются безграмотности и невыразительности своей речи, нередко испытывают беспричинный страх перед устным высказыванием, что обусловлено не только консервативностью и творческой самозамкнутостью принципа учебного ответа, но и крайне слабой речевой культурой. Студенты не могут точно и кратко сформулировать мысль, неадекватно реагируют на замечания, неспособны предвосхитить реакцию собеседника. Уровень такой коммуникации, естественно, крайне низок. Недаром американские юристы пишут: "Если у вас неудачная форма изложения, то есть то, как вы говорите, то уже не имеет значения, что вы говорите, потому что все равно вас не будут слушать".

Риторика - дисциплина древняя и новая, надолго почти забытая, но все же вновь возродившаяся, наука античной классики, поистине колыбель гуманитарного знания.

Риторика - наука классически ясная и вместе с тем бурно развивающаяся. Это не случайно. В нашу эпоху, рождающую новые серьёзные проблемы, все же главная из них, пожалуй - возможность взаимопонимания между людьми. Поэтому так необходима нам сейчас именно "чаша ритора", о которой античный мудрец так сказал в застольной речи, ставшей знаменитой: "Первая чаша принадлежит жажде, вторая- веселью, третья- наслажденью, четвёртая- безумию. Но о чашах муз должно сказать наоборот: чем чаще следуют они одна за другой, чем меньше воды подмешано в вино, тем больше пользы для здорового духа. Первая чаша- учителя чтения- закладывает основы, вторая- чаша филолога- оснащает знаниями, третья- чаша ритора- вооружает красноречием" (Апулей. Florida (Цветник).

Риторика значилась одной из семи "свободных художеств" ("искусств"), составляющих основной цикл гуманитарных знаний. Выполняя культурно-просветительные задачи, она на протяжении 2500 лет оказывала влияние не только на формирование духовного облика учащихся, но и на их речевое поведение в обществе.

Речевое поведение является формой проявления речевого общения, а речевая деятельность - содержанием речевого общения.

Следовательно, формирования социально и профессионально активной личности учащихся предполагает развития речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача курса сводится к формированию у учащихся физкультурного вуза коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знания языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм речевого поведения и, наконец, собственно коммуникативные умения - умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, цели.

Термин "риторика" в современной науке о языке трактуется как прикладная дисциплина, призванная формировать языковую личность человека. Кроме того, по мнению ряда ученых, риторика находится на рубеже между сообщением и искусством, сохраняя общие для них черты. Но чем более тесна связь риторики с искусством, тем очевиднее и сильнее ее воздействие на личность. А личностные качества специалиста с давних времен прогрессивные умы человечества считали определяющим фактором успеха. Еще древний мудрец Аристотель сказал:"Мы слушаем не речь, а человека, который говорит."

Программа курса не претендует на всеохватность риторических проблем, тем более что единой концепции этого предмета пока нет и, видимо, не будет, о чем свидетельствуют как материалы научно методического семинара '' Риторика в вузе и школе: теоретические и методические аспекты'' (МГПУ, 1996 г.) , так и Московской Всероссийской конференции по риторике (МГУ, 1997 г.) . При составлении и апробации данного курса мы исходили из понимания риторики как предмета, интегрирующего в себе знания и умения из области философии, психологии, педагогики, логики, этики, техники речи, культуры речи и стилистики текста. Предмета, который направлен на развитие активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы при помощи речи.

Программа ориентирована на развитие риторических потенциалов будущих специалистов по физической культуре и спорту, повышение речевой культуры, создание ситуации речевой комфортности, повышение способности каждого к общению. Обретая познания в области риторики, человек находит в слове подлинного ''полководца человечьей силы'', причем каждый учащийся должен осознать, что таковым является не всякое слово, а лишь такое, которое содержит силу, энергию и коммуникативную нацеленность риторического акта.

Программа курса знакомит студентов с предметом риторики, с историей ее становления и развития как дисциплины. Особое внимание уделяется изучению античной риторики, поскольку именно в ней были сформулированы все основные законы и правила красноречия. Учащиеся знакомятся также с родами и видами ораторской речи; рассматривают взаимоотношения говорящего и его и его слушателей; получают основы знаний о речевом поведении человека, о риторических приемах, о формах изложения информации и построении речи. Кроме того, студенты получают представление о мастерстве беседы и спора - области красноречия, значение которой так велико для каждого человека, какую бы профессию он ни выбрал.

В содержание предмета включено и изучение возможностей невербального (неречевого) общения . Невербальный контекст общения составляет важнейшее звено в цепи достижения взаимопонимания между людьми, так как в общении удается сказать больше, чем произнести.

Поза человека, жесты, мимика, направление взгляда, общий внешний вид нередко выступают молчаливым, но весьма выразительным средством характеристики нашего истинного отношения к собеседнику и определяют стиль и результаты нашего общения. Из этого следует, что добиться более совершенной проницательности в общении можно лишь в том случае, когда владеешь всем арсеналом неречевого общения.

Вот почему так важно воспитывать в студентах академии привычку к правильному поведению во время разговора, к сдержанным, но выразительным жестам, заботе о культуре внешнего вида.

В процессе изучения предмета "Риторика" студенты узнают, как произвести первое впечатление на собеседника; как, профессионально его выслушав, услышать и понять; как управлять вниманием собеседника; как сказать больше, чем произнести, и понять больше, чем сказано; как овладеть искусством комплимента и расположить собеседника к себе; как устанавливать психологический контакт; как использовать психологические уловки в общении и при необходимости их нейтрализовать; как войти в доверие к собеседнику и склонить его к своей точке зрения; как органично и последовательно действовать в публичной обстановке; как вызывать внимание и поддерживать его устойчивость; как выбирать наиболее подходящий способ поведения и обращения. Вот далеко не полный перечень вопросов, ответы на которые рассматриваются в процесс обучения риторике.

Ведущие методы работы, используемые в курсе "Риторика", следующие:

  • осознание студентами базовых понятий и содержание риторических операций;
  • аналитические упражнения: вычленение из речевых высказываний механизма действий указанных знаний;
  • редактирование речевых высказываний, имеющих определенные огрехи в использовании риторических правил;
  • упражнения, совершенствующие способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения;
  • экспертная работа, совершенствующая умение отслеживать достоинства и недостатки чужой речемыслительной деятельности;
  • собственное мыслеречетворчество обучаемых: создание речевых высказываний в соответствии с определенной ситуацией.

Введение в процесс обучения студентов академии спецкурса "Риторика", повышающего их общую культуру, способствует овладению навыками организации устной речи в определенных целевых установках и формированию практических навыков и умений, необходимых специалистам по физической культуре и спорту.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Волкова, М.С. Спецкурс "риторика" как средство профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 95-100.