ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ВНИМАНИЯ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

Иванова Т.С., проф. каф. теории
и методики спортивных игр

Тренеры часто указывают на недостаток внимания у своих воспитанников. Способность сконцентрироваться или сфокусировать все свои возможности на выполнении определенной задачи является одним из важнейших условий достижения успеха.

Теннисист полностью теряет свою концентрацию, обращая внимание на различные отвлекающие внешние факторы, реагируя на них.

Концентрация, приобретенная игроками высокого класса, связана с большой подготовительной работой и важно, чтобы она начиналась с самого детства.

В связи с этим изучалась возможность использования психотехнических игр как средства воспитания внимания юных теннисистов.

Этот метод разработан известным отечественным психологом Н.В. Цзеном, ранее он был апробирован и получил положительную оценку в фехтовании, современном пятиборье.

Психотехнические игры, как метод предполагают творчество, общение, самопознание.

В чем-то почти каждая из психотехнических игр - миниатюрная модель соревнования. Нет единственно правильного решения - всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз- заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству "отвечать без подготовки", позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов.

Работа с психотехническими упражнениями - хороший стимул включения неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию.

Все участники занятий, не смотря на свой возраст (10-11 лет), уже столкнулись с проблемой отсутствия необходимого уровня внимания при игре на счет и в тренировке. Много раз слышали от старших, да и сами уже понимают: "Нет внимания - нет результата".

Оптимальное количество членов группы 6 -10 человек, как показал опыт, именно в этом диапозоне эффект групповых занятий может проявляться особенно ярко. Продолжительность занятий около 30 минут.

В ходе исследования выделены игры, давшие наибольший эффект.

Игры "Пальцы", "Муха", "Фокусировка", "Селектор", "Лентяй и труженик", "Дыхание", "Инфракрасные лучи", "Сверхвнимание", "Карусель" повысят уровень концентрации, устойчивости и распределения внимания, научат произвольно управлять им, заложат фундамент для овладения техникой саморегуляции и самообладания, помогут не только сосредотачиваться, но и расслабляться, уметь внушать и противостоять чужому внушению.

Этот комплекс может быть рекомендован в практику работы детских спортивных школ и клубов. Его использование подготовит детей к соревновательной деятельности, повысит уровень внимания и создаст условия для более плодотворной деятельности тренеров, работающих с детьми.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Иванова, Т.С. Психотехнические игры как средство воспитания внимания юных теннисистов // Сб. тр. учен. РГАФК. - М., 2000. - С. 101-102.