ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Попов А.Л., РГАФК

Проблема психологической специфики видов спорта.

Наряду с содержанием психологических дисциплин физкультурных вузов, обусловленных гуманитарной направленностью подготовки специалистов сферы физической культуры, рано или поздно встает проблема определения содержания высшего физкультурного образования, связанного с совершенствованием подготовки в определенном виде спорта, соревновательном упражнении или спортивном амплуа. Грань необходимого и достаточного в определении содержания психологических дисциплин физкультурного вуза - одна из наименее разработанных в педагогике и науковедении. Представляется, что успешное балансирование на этой грани возможно лишь при решении задачи о специфике спортивной деятельности не только в общем плане, но и по отношению к спортивной специализации в виде спорта, соревновательном упражнении или спортивном амплуа.

В "Толковом словаре спортивных терминов" (10) под видом спорта значится исторически сложившийся в ходе развития спорта конкретный, относительно самостоятельный вид соревнований. Всеми вопросами проведения соревнований по конкретному виду спорта обычно руководят федерации, комитеты международного и национального уровня. По видам спорта разработаны национальные и международные правила соревнований. Вид спорта может включать один (например, хоккей с шайбой) или несколько (например, легкая атлетика) видов соревнований, соревновательных упражнений, спортивных дисциплин (1).

Соревновательное упражнение (спортивная дисциплина, вид соревнований) представляет собой разновидность определенного вида спорта, которая рассматривается как самостоятельный вид программы соревнований по данному виду спорта. За победу в соревновательных упражнениях присваиваются звания чемпионов, в соревновательных упражнениях разыгрываются медали и призы, как индивидуальные, так и командные.

Термин спортивное амплуа отражает специфику функций отдельных спортсменов в командных видах спорта (вратари, нападающие, защитники, пилоты, штурманы, разводящие, блокирующие, центровые, загребные, рулевые). Специализация в различных видах спорта бывает порой весьма значительной. Например, в регбийном матче некоторым игрокам за всю игру не удается подержать мяч в руках, а рулевому академической восьмерки в процессе гонки не приходится прилагать усилия к веслу.

Проблема психологической специфики вида спорта, соревновательного упражнения, спортивного амплуа становится все более актуальной, поскольку резервы человеческой психики  одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных атлетов.

В спортивной психологии еще не сложилось однозначного подхода к решению проблемы психологической характеристики (специфики) видов спорта. Среди используемых до сих пор подходов можно выделить два основных: эмпирический (базирующийся на сравнительном изучении особенностей психики спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, разных уровней подготовленности спортсменов одного и того же вида спорта, спортсменов так называемых прикладных видов спорта и лиц с аналогичными трудовыми профессиональными навыками, но лишенных отчетливо выраженной соревновательности), и теоретический, основанный на учете специфики требований различных видов спорта к психике лиц, занимающихся этим видом.

Первый (эмпирический) подход широко принят в американской и западноевропейской психологии спорта; не отказываются от него и отечественные специалисты (4, 6, 7). Он предполагает выделение (фиксацию) наиболее устойчивых характеристик личности, присущих представителям того или иного вида спорта. К числу таких характеристик обычно относят мотивацию, активацию, агрессию, тревожность, общительность, эмоциональную выразительность и устойчивость, интеллект, антиципацию, уровень притязаний.

Определенный профиль личности, построенный на таких характеристиках, должен, по мнению исследователей, отличаться от профиля неспецифической выборки, а сами характеристики должны иметь тенденцию к развитию по мере занятий данным видом спорта.

Специалистам также хорошо известны факты психических различий между представителями различных видов спорта или разных амплуа в одном и том же виде спорта, встречающиеся гораздо чаще, чем различия между спортсменами конкретного вида спорта и лицами, не занимающимися спортом. К тому же выборки высококвалифицированных спортсменов невелики, что снижает ценность их сопоставления с многочисленными неспецифическими выборками.

Представляется, что развитие любого из перечисленных выше качеств личности и их сочетания может быть достигнуто и в сфере деятельности, не связанной со спортом.

Еще один аргумент против эмпирического подхода в развитии науки выразил знаменитый физик А. Эйнштейн: "На опыте можно проверять теорию, но нет пути от опыта к теории".

Другой (теоретический) подход к построению психологической характеристики (классификации) видов спорта обычно сопряжен с установлением некоторого небольшого (от 2 до 6) числа факторов, позволяющих сопоставлять, ранжировать виды спорта по степени необходимости преодоления этих психических преград в ходе занятий данным видом спорта. Эти факторы имеют характер объективных требований к психике спортсмена. В качестве таких факторов обычно выступают: быстрота действий в малопрогнозируемых ситуациях, вероятность травмы, косвенный или непосредственный контакт с соперником.

Аналогичная классификация предложена нашим соотечественником Т.Т. Джамгаровым (3). В ней учитывается характер противоборства (непосредственный или опосредованный), характер контакта с противником (жесткий физический, физический, условный физический, отсутствие физического контакта), а также характер взаимосодействия с партнерами и соперниками (совместные взаимодействия, индивидуальные действия, совместносинергичные действия).

В основу представляемой нами разработки были положены основные понятия психологической теории деятельности. В соответствии со структурой деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым (5), в предлагаемой нами психологической характеристике видов спорта выделены три основных фактора:

фактор мотивов, положенных в основу всей деятельности спортсмена, не исключая и оттенки мотивов, свойственные тому или иному виду спорта;

фактор целей, определяющих специфику действий в конкретном соревновательном упражнении, где главной целью служит достижение спортивного результата;

фактор условий, составляющих многочисленную группу требований к психике, обязательных для учета в операциях.

В результате выделения этих факторов специфика требований вида спорта, соревновательного упражнения или спортивного амплуа может быть представлена пятью уровнями, три из которых относятся к мотивам: социальная ответственность (как дань социально обусловленным мотивам); специфика контактов с партнерами и соперниками (как коммуникативная мотивация), а также основные оттенки мотива (мотивационной специфики) вида спорта с акцентом на обеспечение цикличности, управление движением или ситуативное противоборство. Целевую сторону деятельности определяют альтернативные характеристики действий с позиций преодоления опасности, социальной поддержки, эмоциональной насыщенности и эргономичности, а условия представляют наиболее типичные слагаемые успеха или неуспеха операций в составе деятельности (среда, погода, статус, престиж, традиции, правила, опыт, задатки и одаренность, способ контроля, специализированное восприятие).

Анализируя существующие программы физкультурных вузов по психологии, нетрудно прийти к выводу, что приводимые ниже аспекты подготовки студентов, обусловленные спецификой вида спорта, соревновательного упражнения и амплуа, отражены в них весьма поверхностно или отсутствуют полностью. То же самое можно сказать и о б имеющихся учебниках по психологии для физкультурных вузов. В рамках действующих и готовящихся программ обучения студентов физкультурных вузов представляется возможным либо специальное акцентирование этого материала в курсе лекций, семинарских занятий и лабораторных работ, либо чтение спецкурса (как раздела педагогической психологии) "Психология избранного вида спорта". Данный спецкурс апробирован автором в МГАФК и РГАФК. Представляем специфику содержания психологических дисциплин с краткими пояснениями ее актуальности. Более подробно этот материал представлен в учебном пособии автора (9).

Отражение в содержании мотивационной специфики видов спорта

Мотивационная специфика видов спорта весьма обширна и многообразна по своим проявлением и формам (2). Здесь и различные контрактные формы, реализующие мотивы спортсмена, клуба, предпринимателей, спонсоров, государственные интересы, культурные традиции. Здесь и мотивы познания человека, мотивы общения в сфере спорта и по поводу спорта, здесь и удовлетворение агрессивных склонностей в жестких физических контактах, и множество непрямых, опосредованных контактов, принуждения соперника с помощью ударов и бросков мяча, волана, шайбы. Наконец, сложная и многовариантная специфика становления мотивов окончательного выбора вида спорта, соревновательного упражнения или амплуа, то есть стремления к победе именно в цикличности, управлении движением или ситуативном противоборстве.

Социальная ответственность как мотив соревновательной деятельности в конкретном виде спорта может носить индивидуальный или командный характер.

Контакт с противниками или партнерами также является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта. Существенными следует признать три основных разновидности контактов: непосредственные, опосредованные и условные.

В самом общем виде характер контактов связан с реализацией взаимодействия и противодействия, с использованием информации различной модальности и свойствами личности, связанными с обработкой информации, опережающим отражением.

Более конкретные варианты (оттенки) мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта, представлены в группах: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство (8).

Обеспечение цикличности спортивных движений в ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях других видов, включающих локомоторные акты (прыжки в легкой атлетике, опорные прыжки в гимнастике, разбег в акробатике и т.п.), предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерскостайерский выбор, оптимизация энерготрат, синергизм.

Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и многоборных качеств. Не следует забывать, что к данной группе относится большинство технических видов состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают как рулевые (пилоты, шкиперы), а также виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом.

Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта.

В самом общем виде рассмотренная мотивационная специфика раскрывает многогранные возможности для индивидуализации деятельности человека в сфере спорта, для выбора спортивной специализации, для ориентации в мире спорта и самореализации личности.

Отражение в содержании целевой специфики видов спорта

Целевую основу специфики различных видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа составляют факторы, имеющие двойственный полярный (амбивалентный) характер. Этими факторами спортсмен и тренер постоянно ставятся в ситуацию выбора между сущностно противоположными подходами к построению тренировочного процесса и почерка выступления спортсмена и команды на соревнованиях.

В психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев), реализующей идеи системного подхода, в структуре деятельности выделяется категория действий, определяемых целями, соотносимых с целями. В качестве таких целей чаще всего выступают: преодоление опасности, социальная поддержка, эмоциональная направленность, и эргономичность.

Отражение в содержании психологически значимых условий вида спорта

Для анализа психологической специфики вида спорта, соревновательного упражнения или спортивного амплуа представляется существенным рассмотрение условий деятельности, соотносимых с операциями, входящими в состав деятельности и действий.

К операциям предъявляются высокие требования в отношении автоматизма, необходимого для действий в условиях дефицита времени, при необходимости слитного выполнения цепочки двигательных актов и т.д. Условия в конечном счете мало меняют мотивационную и целевую сторону соревновательных действий, но существенно влияют на протекание операций. Условиями служат: среда движения и среда опоры (они могут быть различными), погодные и климатические условия, престиж и статус вида спорта и конкретных соревнований, традиции и правила соревнований, опыт, наличие задатков и одаренности спортсмена относительно данного вида спорта, контроль (например, антидопинговый), сформированность у спортсмена специализированного восприятия по типу чувства воды, дистанции, мяча, снега, хода лодки. Все эти условия выступают чаще всего как объективные причины удач или неудач. Они являются предметом пристального внимания спортсменов и тренеров при освоении новых соревновательных площадок, акваторий, при отборе в группы новичков, при коррекции планов игры или тактики.

В самом общем виде условия представляют собой конкретные требования к построению автоматизированных навыков, а их учет создает предпосылки высоких степеней совершенства техники и тактики в спорте.

Рассмотренная нами психологическая специфика мотивов, целей и условий спортивной деятельности может и должна быть рассмотрена двояко. Во первых, как совокупность культурноисторических требований к психике спортсменов, которые порождаются спортивной деятельностью и которым спортсмен должен отвечать по мере освоения спортивной деятельности. Во вторых, как деятельность, действия и операции, в ходе освоения которых спортсмен "вычерпывает" для себя (в личностном смысле) спортивные мотивы, цели и условия.

Литература:

1. Дембо А.Г., Попов С.Н. и др. О группировке видов спорта. /Теория и практика физической культуры. № 2, 1966.

2. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности. /Автореф. ... канд. пед. наук. М.: 1974.

3. Джамгаров Т.Т. Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений. /В сб. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1982.

4. Кретти Дж.Б. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1976.

6. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.

7. Психология спорта высших достижений /Под ред. А.В. Родионова. М.: ФиС, 1979.

8. Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов. М.: Теория и практика ФК, № 2, 1996.

9. Попов А.Л. Спортивная психология /Учебное пособие для физкультурных вузов. - М.: Флинта, 1999

10. Толковый словарь спортивных терминов. /Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. М.: ФиС, 1993.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Попов, А.Л. Особенности содержания психологических дисциплин физкультурных вузов // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 107-114.