ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА

Савенков Г.И., к.псих.н.,
доц. каф. психологии

Постановка проблемы психологической паспортизации деятельности и личности спортсмена непосредственно связана с дальнейшим совершенствованием процесса психологической подготовки в системе спортивной тренировки.

Понятие "психологической паспортизации деятельности" спортсмена включает в себя совокупность требований к отдельным сторонам личности спортсмена, на основе которых должны проявляться стабильность и надежность высоких спортивных результатов. Психологический паспорт показывает тренеру какие качества личности должны быть развиты у спортсмена. Данные качества наряду с физической, технической, тактической подготовленностью, наряду с состоянием тренированности будут гарантировать появление новых высоких результатов соревновательной деятельности в избранном виде спорта. Психологический паспорт личности включает информацию о проявлениях личности в соответствии с психологическим паспортом деятельности. Из этих понятий вытекает: из паспорта деятельности - "что надо иметь спортсмену для достижения высоких результатов"; из паспорта личности - "что есть у спортсмена на данный период спортивного мастерства".

Исходя из основных требований постановки проблемы, было проведено методологическое обоснование темы исследования. В частности, проведен теоретический анализ философских, естественнонаучных, психолого-педагогических, системно-информационных аспектов означенной проблемы.

В свете основных методологических положений психологическая паспортизация деятельности должна учитывать основные способы взаимодействия спортсмена с окружающей социальной и природной средой, в чем находит свое выражение философский аспект.

Естественнонаучные аспекты предусматривают учет характеристик движений спортсмена, связанных с рефлекторной природой спортивной деятельности, включая наличие первой и второй сигнальной систем организма спортсмена и учета требований к нервным процессам человека, занимающегося спортивными упражнениями.

Особый интерес представляют психолого-педагогические аспекты означенной проблемы. Исходя из основного положения - "единства деятельности - сознания - личности", очень важным представляется выбор объекта психологической паспортизации спортсмена. Несмотря на то, что фактически паспорт деятельности является ее моделью, а смоделировать психику и личность спортсмена невозможно, так как "психика человека есть космос", автором была выдвинута гипотеза, согласно которой необходима хотя бы краткая формализация отдельных сторон личности. Информационные схемы данного образования могли бы включать некую "блоковую структуру", с минимальным количеством качеств личности, несущих наибольшую социальную значимость в общей характеристике личности. Данную блок-схему мы назвали малым психологическим стандартом (МПС). В нее вошли следующие блоки: направленность личности, нравственность, воля, эмоциональность, коммуникативность, темперамент, способности и интеллект.

Наполняемость каждого из этих блоков составляют наиболее значимые качества личности, которые определены психологами, преподавателями физического воспитания, тренерами по избранному виду спорта. Они имеют самый высокий социальный вес в характеристике личности. Этих качеств в каждом блоке не более восьми - десяти. Это дает возможность использовать их в постоянной работе нашими тренерами, преподавателями физического воспитания. Малый психологический стандарт составляет всего 60 качеств личности.

При составлении психологического паспорта деятельности, в каждом отдельном виде спорта была разработана специальная оценочная таблица значимости каждого отдельного качества достижения успеха в избранном виде спорта. Была избрана пятибальная шкала оценок значимости: "5" - особо значимые, "4" - значимые, "3" - не совсем значимые, "2" - не значимые, "1" - совсем не значимые. В тоже время, могут быть применены другие шкалы оценок, например, семибальные или десятибальные, что позволяет применить метод оценки и для характеристики проявления эти же качеств у отдельно взятого спортсмена.

Имея эти два показателя психологического паспорта деятельности и психологического паспорта личности можно выявить недостаточно хорошо развитые качества личности у спортсмена и разработать методику их развития в данном виде спорта. Это уже касается педагогических аспектов воздействия на спортсмена. Все что связано с вышеизложенными позициями позволяет поднять на более высокий уровень предметного психологического воздействия систему спортивной тренировки и на этой основе решать задачи учебно-тренировочного процесса.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Савенков, Г.И. Проблема психологической паспортизации деятельности и личности спортсмена // Сб. тр. учен. РГАФК. - М., 2000. - С. 122-124.