ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ И СОВРЕМЕННОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ И СОВРЕМЕННОЕ ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(по результатам социологического опроса участников международного Форума)

Столяров В.И.

14-18 июля 1998 года в Москве под патронажем Всемирного совета физического воспитания и спортивной науки при ЮНЕСКО в рамках Всемирных юношеских игр был проведен Международный Форум "Молодежь - Наука - Олимпизм". Цель Форума - обсуждение проблем юношеского спорта, олимпийского образования молодежи и олимпийского движения в целом. В работе Форума приняли участие ведущие ученые и специалисты спортивной науки более 30 стран - Австралии, Великобритании, Португалии, Литвы, Латвии, России, США, Украины и др.

Автором доклада проведен социологический опрос участников Форума с целью выяснить мнение этих ведущих специалистов в области спортивной науки и практики по ряду актуальных проблем, связанных с детско-юношеским спортом и олимпийским движением.

Было опрошено 117 (около 80%) участников Форума из 29 стран. Среди них 66 чел. - из России, 24 - из других бывших республик СССР, 27 - из других стран. Сфера деятельности респондентов: 7 тренеров, остальные работают в сфере науки и образования. 60 респондентов - кандидаты и доктора наук, 42 чел. имеют звание профессора или доцента, 4 человека - члены-корреспонденты. Лишь 15 респондентов не имеют ученых степеней и званий.

Отметим основные результаты, полученные в ходе исследования.

Отношение респондентов к Всемирным юношеским играм. Большинство (113) респондентов положительно ответили на вопрос о том, поддерживают ли они саму идею проведения Игр. 1 участник Форума высказался против, а 3 (представители Австралии, Израиля и Франции) затруднились ответить на поставленный вопрос.

Большим разнообразием отличались ответы респондентов на вопросы о том, какими должны быть Всемирные юношеские игры и чем они должны отличаться от Олимпийских игр.

23 чел. (19%) высказали мнение о том, что эти Игры должны отличаться от Олимпийских игр только возрастом участников. Однако большинство респондентов придерживаются мнения о том, что между этими Играми должны быть и другие существенные отличия: в программе Игр - 46 чел. (39%), в общей модели организации соревнований (программе соревнований, системе определения победителей и т.д.) - 53 чел. (45%) и т.д.

Исходя из этого, в анкету был включен вопрос о том, знакомы ли респонденты с такими моделями организации юношеских Игр (некоторые из них были указаны в анкете), которые отличаются от модели, используемой на Олимпийских играх и на Всемирных юношеских играх в Москве.

Лишь 21 чел. (18%) указали на то, что они вообще не знают таких моделей. Остальные ответили, что они знакомы, по крайней мере, с некоторыми из них. Так, 67 чел. знают о Спартианских играх (Россия); 27 - о президентских состязаниях (Россия); 24 - о Всемирных играх школьников атлетов (США); 16 - о "новых" и "кооперативных" играх (Канада, Германия, США и др. страны); 14 - о Международных культурно-спортивных фестивалях "Дни Радуги" (Франция); 6 - о соревнованиях по экоспорту (Россия); 4 - о программе "Игр многосторонности" (Польша).

Помимо этих моделей респонденты упомянули: Игры "Навасард" (Армения); Спартакиады школьников (Украина, Россия); юношеские фестивали по видам спорта (США, Франция, Швеция); Рижские школьные спортигры (Латвия); Фамилиаду (Германия); Макабиада (Израиль); Гимназиаду (Китай) и др. На каждую из них ссылались 1-2 человека.

Респондентам предложено было ответить на вопрос о том, нужно ли при организации Всемирных юношеских игр использовать какую-то из этих моделей и если "да", то какую именно. Ответы на этот вопрос распределились следующим образом. 75 чел. (64%), ответили "да", 15 чел. (13%) - "нет" и 27 чел. (23%) затруднились ответить. У тех респондентов, кто ответил "да", наибольшее предпочтение получили две модели: Спартианские игры - на необходимость использования этой модели при организации Всемирных юношеских игр указали 51 чел. (39 - из России, 12 - из других стран) и Всемирные игры школьников-атлетов - их выбрали 10 чел.

Участники опроса могли высказать свои замечания и предложения по программе, а также по организации Всемирных юношеских игр в Москве. На первом плане среди замечаний у большинства респондентов стоит следующее: на этих Играх слишком большой акцент сделан на победу и нет стимулов для ориентации участников на духовно-нравственные ценности. Тем самым существует реальная опасность превращения Игр в такие же соревнования, как и Олимпийские игры, где каждая страна стремится к достижению единственной цели - выиграть как можно больше медалей.

Чтобы избежать этого предлагается: изменить модель организации Игр (их программу, систему определения победителей и и т.д.); предохранить Игры от коммерциализации; "участниками игр должны быть дети, а не маленькие взрослые (little adults)"; поручить ученым разработать концепцию Игр и механизм реализации на Играх олимпийских идей; ввести одну возрастную категорию участников - 13-14 лет; включать в программу виды спорта, которые соответствуют возрасту участников; уменьшить состав команд и т.д.

Отношение респондентов к научному Форуму в рамках Игр. Все респонденты, за исключением одного, поддержали идею проведения Форума в рамках Всемирных юношеских игр. Большинство - 100 чел. - высказали мнение о том, что программа Форума в Москве заслуживает положительной оценки. С этим мнением не согласились только 7 чел.

Вместе с тем участники опроса высказали ряд замечаний и предложений относительно программы и организации Форума. Главное из них: обязательно нужны дискуссии по группам и прения по докладам, чего не было организовано на Форуме. Другие пожелания: нужны основные докладчики и ключевые вопросы по каждой проблеме, а также принятие рекомендаций; предусмотреть секционные заседания, а также круглые столы, в том числе с ведущими тренерами по видам спорта и спортсменами; должно быть больше молодых ученых; включать в программу не только социальные, но и другие проблемы, например, медико-биологические; дать возможность делегации от каждой страны организовать выставку спортивной литературы и т.д.

Мнение участников опроса по вопросу о том, должна ли программа Форума была постоянной, разделились. Примерно половина - 65 чел. - ответили "да", 36 - "нет" и 16 затруднились ответить.

Оценка респондентами современного олимпийского движения, его культурного, гуманистического значения. Большинство участников опроса (110 чел.) в целом позитивно оценили культурное, гуманистическое значение современного олимпийского движения. 65 чел. указали, что они оценивают его "позитивно", 45 чел. - "скорее позитивно, чем негативно". 1 чел. оценил "негативно", 3 - "скорее негативно, чем позитивно" и 3 - "трудно сказать".

Мнение респондентов о наиболее важных проблемах олимпийского движения, которые должны быть предметом обсуждения ученых. Наибольшее число респондентов (40) к числу таких проблем отнесли широкий круг проблем, которые касаются гуманистической, культурной ценности современного олимпийского движения. Речь идет следующих проблемах: олимпийская концепция Кубертена и ее современное значение; оценка с позиций гуманизма современных Олимпийских игр и других международных соревнований; олимпийские идеалы (принципы "фэйр плэй" и др.) и проблема их практической реализации; агрессивность и насилие в современном спорте, пути и "механизм" их преодоления; проблема раннего участия детей в олимпийском спорте (спорте высших достижений) и т.д.

33 респондента в качестве наиболее важных проблем олимпийского движения в настоящее время указали проблемы олимпийского образования детей и молодежи, воспитания в спорте и посредством спорта, 14 - экономические проблемы, включая проблему коммерциализации современного спорта и олимпийского движения, 10 - проблемы, касающиеся тенденций развития современного олимпийского движения и его судьбы в XXI веке.

В качестве наиболее важных были указаны и другие проблемы (каждая из них была отмечена менее 10 респондентами): олимпийское движение и средства массовой информации; олимпийское движение и политика; допинг; программа Олимпийских игр; профессионализация современного спорта и олимпийское движение; личность и спортивная карьера спортсмена высокого класса, олимпийца (взаимосвязь личностного и профессионального развития; роль спортивной карьеры как части жизненного пути спортсмена; социальная адаптация и социализация в спорте; судьба спортсмена высокого класса и т.п.); современная концепция (философия) олимпизма и олимпийского движения; экологические проблемы олимпийского движения; система подготовки юных спортсменов как резерва олимпийского спорта; олимпийское движение и развивающиеся страны; история олимпийского движения; участие в нем женщин; психологические проблемы олимпийского движения и др.

Оценка респондентами ситуации в современном детско-юношеском спорте. Большинство - 74 чел. (63 %) в целом позитивно оценило эту ситуацию. Но из них почти половина - 31 чел. - оценило ее как "скорее позитивную, чем негативную", а не просто как "позитивную". Кроме того, 36 чел. (31%) в целом дали негативную оценку ситуации в детско-юношеском спорте (5 оценили ее как "негативную", а 31 - как "скорее негативную, чем позитивную"), а 7 чел. (6%) затруднились дать оценку.

Негативная оценка особенно преобладает у респондентов из России. 30 человек (из 66) именно таким образом оценили современную ситуацию в детско-юношеском спорте. Это объясняется не только их критическим настроем, но и общеизвестной реальной неблагополучной ситуацией в этой сфере, как и в спорте вообще.

Мнение респондентов о наиболее острых, актуальных проблемах детско-юношеского спорта. Согласно мнению большинства респондентов, наиболее острыми, актуальными в этом плане являются проблемы гуманистической ценности спорта (особенно спорта высших достижений) для детей и подростков и путей повышения его духовно-нравственной ценности: когда (с какого возраста) следует вовлекать детей в спортивные соревнования и тренировки; проблема раннего участия детей в спорте высших достижений; проблема гуманизации детско-юношеского спорта; каким должен быть детско-юношеский спорт - как должны строиться тренировки с юными спортсменами, какой должна быть модель организации детско-юношеских соревнований и т.д. Эти проблемы выдвинули на передний план 90 чел. (77%).

Вместе с тем опрос показал, что значительная часть ученых и специалистов в области спорта не осознает значимость этих проблем, либо не считает их особенно важными в настоящее время. Наиболее острыми и актуальными они считают другие проблемы, например: проблемы приобщения детей к миру спорта, вовлечения их в активные занятия спортом - 76 чел. (65%); проблемы укрепления материально-технической базы детско-юношеского спорта - 52 чел. (44%); проблемы подготовки кадров для детско-юношеского спорта - 34 чел. (29%); проблемы создания системы международных детско-юношеских соревнований - 21 чел. (18%). Некоторые респонденты подчеркнули важность проблем психологического обеспечения подготовки юных спортсменов, организационного выделения этой разновидности спорта, разработки новой концепции школьного спорта и т.д.

Заключение. Полученная социологическая информация и результаты ее анализа, обобщающие и систематизирующие мнение большой группы ученых и специалистов в области спорта из различных стран, бесспорно, должны учитываться при определении перспектив развития и основных направлений дальнейшего научного исследования детско-юношеского спорта и олимпийского движения.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Столяров, В.И. Детско-юношеский спорт и современное олимпийское движение: (По результатам социологического опроса участников международного форума) // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 125-130.