ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ РГАФКА К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ РГАФКА К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Сургучёв В.А.

Необходимость специального изучения ценностного отношения студенчества к высшему физкультурному образованию определена связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в данной форме специального образования.

Применению количественных методов в анализе указанного отношения должно предшествовать рассмотрение дедуктивной схемы перехода от категории "потребность" к понятию ценностного отношения, а от него к конкретным эмпирическим индикаторам.

Поскольку проблема потребности в высшем физкультурном образовании, как и в высшем образовании вообще, недостаточно разработана, следует подробнее остановиться на структурных элементах данной потребности.

Потребность в высшем физкультурном образовании (ПВФО), как и любая другая потребность, формируется и развивается как общественное явление в процессе исторического развития вместе с возникновением и развитием необходимых для этого специфических условий.

Необходимо различать внешние и внутренние условия формирования ПВФО.

При этом следует иметь в виду, что внутренние условия есть не что иное, как отраженные в субъекте внешние условия.

В рамках такого рассмотрения субъектами потребности в высшем физкультурном образовании будем называть будущих специалистов по физической культуре и спорту - собственно студенчество, молодых людей, связывающих перспективы своей социальной интеграции сначала в группу студенчества, а затем специалистов с высшим физкультурным образованием. В рамках системы непрерывного образования носителями потребности в образовании могут выступать личности уже имеющие высшее образование и продолжающие повышать свой профессиональный уровень в после вузовской системе образования или в процессе самообразования.

Первым и обязательным "внутренним" условием возникновения у индивида ПВФО является наличие у него соответствующих условиям обучения в вузе знаний, умений и навыков. По степени развития их можно судить об уровне развития потребности в образовании. В данной статье мы коснемся рассмотрения ее второго обязательного компонента. Помимо наличия способности к обучению формирование потребности в образовании предполагает превращение способности, как готовности к обучению в действительный процесс обучения, что обеспечивает применение этой способности и актуализирует ее. В нашем исследовании это обеспечивается ценностным отношением субъекта к высшему физкультурному образованию.

Потребность в высшем физкультурном образовании не проявляет себя в "чистом" виде, а интегрирует в единой цели- получении образования, различные потребности. Так, вполне очевидна связь потребности в образовании с потребностью в изменении социального статуса. В этом случае образование выступает не самоцелью, а средством, обеспечивающим личности определенный социальный статус, престиж в обществе, определенный уровень материальной обеспеченности.

Потребность в образовании органически переплетается и с потребностью в труде. Обе эти потребности взаимно дополняют друг друга. В самом деле, не существует внутренняя потребность в труде именно как первая жизненная потребность, если она органически не дополняется потребностью в овладении наукой, пополнении знаний, навыков и умений. С другой стороны, получение знаний требует их применения в практике, то есть в трудовой деятельности.

И, наконец, потребность в образовании есть потребность в развитии и самовоспитании личности. И в данном случае она включает в себя познавательные потребности, но отнюдь не сводится к ним, так как образование- это не только процесс приобретения знаний, но и навыков и практических умений.

Перечисленные связи потребности в высшем физкультурном образовании с другими потребностями вытекают из основополагающих функций высшей школы: социальной, профессиональной и общекультурной.

Развернутые до эмпирических индикаторов данные разновидности отношений к высшему образованию представляют достаточно широкий спектр ценностных отношений молодежи к высшему физкультурному образованию.

Именно эта сторона, отражающая ценностное отношение молодежи к образованию, является активным компонентом потребности в высшем образовании, который побуждает молодежь поступать в высшую школу, активно обучаться в ней и выбирать профессию в соответствии с полученной в вузе квалификацией.

Для получения эмпирического материала, характеризующего динамику ценностного отношения студентов РГАФКА к высшему физкультурному образованию, нами было проведено в 1998 - 1999 учебном году социологическое обследование. Материалы, полученные в данном опросе сравнивались с аналогичными данными, полученными по той же методике в 1978 и 1988 годах.

Сравнительные материалы социологических обследований позволяют увидеть, что среди ценностей, связанных с социальной функцией образования наиболее значима для студентов РГАФКА получаемая в результате образования возможность своей работой приносить большую пользу людям. Эту точку зрения в 1978 году разделяло 75,8% опрошенных, в 1988 году - 78,6% и в 1999 году - 63,6%.

Значительно ниже была оценена возможность физкультурного образования как средства достижения высокого положения в обществе и высокой материальной обеспеченности. Так, реальным достижение высокого социального статуса в 1978 году считало 22,4% опрошенных студентов, в 1988 - 34,3%, а в 1999году эта цифра равнялась 30,3%. Добиться

материальной обеспеченности считали возможным в 1978 году 14,9%, в 1988 - 40%, в 1999 году- всего 12,1% опрошенных.

Негативная тенденция отмечается при оценке студентами общекультурной функции образования. Это видно из оценки суждения о том, что физкультурное образование дает возможность повысить свой общекультурный уровень. Достаточно высоко эту сторону образования оценили студенты в 1978 году. Число давших положительный ответ было равно 73,1%. Однако в 1988 году эту точку зрения разделило уже 57,0%, а в 1999 только 42,4% опрошенных.

Общекультурная функция высшего физкультурного образования во многом раскрывается в сфере студенческого досуга. Материалы проведенного обследования показали, что студенты РГАФКА в свободное время отдают предпочтение занятиям спортом, общению в кругу друзей и общению с любимым человеком. Такие занятия как: просмотр телепередач, прослушивание радио, музыкальных записей, посещение кинотеатра, а так же посещение театров, концертов, выставок, чтение художественной литературы не популярны в среде обследованных студентов, особенно это отчетливо видно из данных опроса 1999 года. Для подтверждения сказанного отметим, что если в 1978 году посещение театров, концертов и чтение художественной литературы было любимым занятием для 22,2% опрошенных, то в 1999 году этот показатель был равным всего лишь 3,1%.

Профессиональная функция образования открывает возможности студентам РГАФКА заниматься интересной профессиональной деятельностью и возможность получить знания для работы в сфере физической культуры и спорта.

Данные возможности высшего физкультурного образования получили достаточно высокую оценку у опрошенных студентов. Так, от 54,5 до 81,1% опрошенных студентов разных лет считают эту возможность вполне реальной.

Однако данные сравнительных исследований показывают, что отношение студентов к традиционным видам профессиональной деятельности заметно изменились и эти тенденции в основном носят негативный характер. Заметно понизился престиж таких специальностей как: тренер по виду спорта, учитель физической культуры, преподаватель в вузе, техникуме. Следует отметить, что все же профессия тренера по прежнему является для большинства студентов привлекательной, хотя уже не в той мере как это было в семидесятых и восьмидесятых годах.

Изучение мотивов выбора профессиональной деятельности выявило факты, говорящие о том, что для молодежи семидесятых и восьмидесятых годов было характерным при выборе профессии ориентироваться на работу, которая позволяет наиболее полно реализовать свои способности и развивать себя в творческом плане. Особо важно отметить значимость для молодежи тех лет - полезности их труда для людей и общества в целом. Хороший заработок, жизнь в свое удовольствие, построение карьеры не представляли для них особой ценности. Молодежь же конца девяностых годов также как и их предшественники стремится к совершенствованию своих способностей и использованию накопленного профессионального потенциала. Однако их профессиональные устремления направлены, прежде всего, на материальное вознаграждение и утверждение себя, прежде всего в кругу знакомых и друзей. Мотивы социальной значимости труда и творческой направленности отошли на второй план, и замыкают шкалу ценностей профессиональной деятельности.

Проведенные сравнительные социологические исследования на студентах РГАФКА на протяжении последних двадцати лет показали, что в уровне сформированности и направленности мотивации у значительной части студентов-первокурсников произошли существенные изменения, что отразилось на шкале профессиональных ценностей и престиже ряда должностей. Характер этих изменений важно учитывать при организации учебно-воспитательного процесса как в до вузовской подготовке, так и на последующих этапах системы непрерывного физкультурного образования.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сургучев, В.А. Изучение динамики ценностного отношения студентов РГАФКа к высшему образованию // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 131-135.