ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Топышев О.П., д.п.н., проф. каф. теории и
методики волейбола

На ранних стадиях исследования в спортивных играх изучались отдельные стороны игрового процесса: техника, тактика, физическая подготовленность игроков и т.д. Современные исследования в этой области интегрируют накопленные ранее знания и направлены на изучение целостного игрового процесса и действий в нем как отдельных игроков, так и команд в целом. Команда, как участник игрового процесса, может рассматриваться в двух аспектах:

- с точки зрения социальной психологии, как малая группа с присущими ей особенностями: ограниченной численностью (по разным источникам от 2 до 22 человек), определенной обособленностью и замкнутостью, сплоченностью, наличием общей цели деятельности ее членов и т.д.);

- с точки зрения теории систем как, определенным образом организованная система с наличием составляющих ее элементов - игроков и внутренних связей между ними.

Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер - это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает каталог качеств и свойств лидера: высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. Используя эти сведения нами проведены исследования лидерства в ряде игровых видов спорта. Здесь использовались обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров. Можно полагать, что процесс лидерства имеет сложную структуру. Опираясь на это положение, в этом процессе выделено, по меньшей мере, две составляющие:

- процедура, как последовательная реализация управляющих воздействий по ходу игрового процесса; эта составляющая названа нами "игровые роли";

- носители, как субъекты лидерских ролей при управлении по ходу игрового процесса - это "потенциальные лидеры".

Таким образом, лидер в группе является носителем определенных лидерских ролей.

В общей и социальной психологии имеется достаточно исследований, описывающих лидера как носителя лидерской роли. Однако, по самой процедуре лидерства, т.е. лидерским ролям, практически сведений мало. Для решения этой задачи проведен ряд исследований, как то:

- изучена процессуальная структура игрового процесса и выявлены составляющие ее элементы (блоки): шаг, эпизод, операция и т.д.;

- изучены информационные потоки при взаимодействии игроков по ходу игрового процесса в каждом структурном блоке по направлениям, распределению, величине и т.д.;

- проведены расчеты по местам концентрации информационных потоков, опираясь на математический аппарат теории информации и теории игр.

На основании проведенных исследований выявлены типы лидерских ролей, которые определенным образом классифицированы (рис. 1): административные, как реализация функций представительства группы во вне; оперативные, как осуществление общего руководства группой по ходу игрового процесса; функциональные, как руководство отдельными разделами игрового процесса (например защита или нападение) и ситуативные, как управление в отдельных игровых ситуациях.

Рис. 1 Типы лидерских ролей

Все типы лидерских ролей тесно связаны с игровым процессом и функциями игроков в команде. Распределение выделенных игровых ролей на носителях, соответственно, формирует четыре типа лидеров. Однако, в этом случае необходимо введение координаты времени: каждый лидер может выполнять свои функции постоянно, временно и чередовать их во времени (т.н. "скользящее лидирование").

Для изучения распределения лидерских ролей на носителях было проведено исследование в трех группах спортивных игр, в которых различно содержание игрового процесса:

  • "А" - контактные игры с применением приема единоборств (футбол, хоккей и др.), в которых определены функции и амплуа игроков;
  • "Б" - контактные игры без применения приемов единоборств (баскетбол, гандбол и др.), в которых функции и амплуа игроков определены относительно;
  • "В" - дистантные игры, где команды разделены сеткой (волейбол, теннис и др.), в которых определены только амплуа игроков.

 

Таблица 1

Распределение игровых ролей и носителей в командах различных групп игр (среднее количество)

Тип формального лидерства

Виды формального лидерства

Команды по группам игр

Среднее кол-во

А

Б

В

Административное

-

1.00

1.00

1.00

1.00

1.00

1.00

1.00

1.00

Процессуальное

Оперативное

1.00

0.33

1.00

0.50

1.00

0.34

1.00

0.39

Функци-

Нападение

1.33

0.67

1.50

0.50

1.55

0.89

1.46

0.69

ональное

Оборона

1.33

0.67

1.75

1.00

1.44

0.44

1.51

0.70

 

Ситуативное

+

+

+

+

ВСЕГО

Лидерских ролей

4.66

5.25

4.99

4.97

Носителей

2.67

3.00

2.67

2.78

Примечание: числитель - лидерские роли, знаменатель - носители.

Как видно, в административном лидерстве число лидерских ролей, как потребность в управляющих воздействиях, совпадает с числом носителей. В оперативном и функциональном лидерстве число лидерских ролей выше числа носителей (54-61%). В среднем число носителей менее числа лидерских ролей на 44,1%. Это свидетельствует о том, что на одном носителе может концентрироваться несколько лидерских ролей. Дальнейшие исследования показали: административный лидер в своей деятельности включает три лидерские роли в 56,3% случаев, две лидерские роли - в 43,7%; оперативный лидер включает одну лидерскую роль в 3,2% случаев, две роли - в 96,8% случаев; функциональный лидер имеет только одну лидерскую роль (100%).

Наблюдения показывают, что теория и практика спортивных игр идет по пути выделения в игровом процессе типичных тактических построений и различных их вариантов. Эти типичные варианты наигрываются в тренировочном процессе; при этом, чем больше выделено и наиграно таких вариантов, тем успешнее деятельность команды, тем выше ее квалификация. Следовательно, игровой процесс в определенной степени алгоритмирован, его содержание составляет переход от одного алгоритма к другому. Исследования показывают, что творчество игроков в игровом процессе направлено именно на поиск решения перехода от одного алгоритма к другому. Эти условия формируют две основные тенденции в реализации самоуправления команды:

- команда, как система, приобретает устойчивый характер, все более и более упорядочивается структура ее деятельности. Этропия, как мера порядка в деятельности, с квалификацией команды уменьшается. Наряду с этим процессом, происходит централизация управления, число носителей уменьшается, лидеры все более и более приобретают автократический характер;

- каждый игрок на отдельных отрезках игрового процесса и в каждом алгоритме полностью осведомлен о своих действиях и действиях партнеров, т.е. он действует в условиях полной определенности.

В каждом алгоритме, как отдельно взятой ситуации, имеется свой ситуативный лидер, который своими действиями запускает весь механизм действия своих партнеров. Отсюда, в таких условиях возрастает роль именно ситуативного лидера, практически им может быть каждый из игроков команды.

Ранее показано, что команда - это малая социальная группа. Естественно возникает вопрос о правомерности использования полученных данных исследований в иных социальных группах. Проведенное исследование на двух учебных группах студентов и двух группах научных коллективов показали полную возможность приложения данных к любым социальным группам с некоторыми поправками, как то:

- содержание деятельности каждой социальной группы формирует специфическое содержание каждой лидерской роли при сохранении всех их типов;

- если в спортивных играх игровой процесс алгоритмирован и происходит концентрация лидерских ролей на ограниченном числе носителей, то в иных видах деятельности такой концентрации может не быть, процесс лидирования будет носить демократический характер;

- если в спортивных играх возрастает значение ситуативного лидирования, то в иных социальных группа приоритетное значение приобретает функциональное лидирование.

В результате проведенных многолетних исследований впервые получены следующие данные:

1. Показано значение процесса лидерства как реализации функций самоуправления деятельностью команды в игровом процессе.

2. Выявлены две составляющие процесса лидерства - лидерские роли и носители этих ролей.

3. Выявлены четыре типа лидерских ролей и проведена их классификация.

4. Определены показатели распределения лидерских ролей на одном носителе в командах различных игровых видов спорта.

5. Выделены тенденции в реализации самоуправления деятельностью команды по ходу ведения игрового процесса: централизация управления с концентрацией игровых ролей на ограниченном числе носителей, повышение значения ситуативного лидирования.

6. Показана возможность использования полученных данных в иных социальных группах.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Топышев, О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 144-149.