СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДЗЮДО В УСЛОВИЯХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ ПОЕДИНКУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДЗЮДО В УСЛОВИЯХ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ ПОЕДИНКУ

Бобров А.А. - студент каф. ТиМ борьбы и восточных единоборств
Каращук А.Ф. - доцент каф. ТиМ борьбы и восточных единоборств
Студеникин Н.Ю. - студент каф. ТиМ борьбы и восточных единоборств

Известно [5], что спортивная тренировка - это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой, по сути, педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивным совершенствованием). Эффект тренировки воплощается в приобретении и повышении уровня тренированности, а она сама составляет основу подготовленности спортсмена к спортивным достижениям. При этом различают общую и специальную тренированность. Последняя характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта, а общая - к комплексу различных видов деятельности.

В спортивной борьбе можно обнаружить два подхода к средствам (упражнениям) специальной физической подготовки борца:

1. С упражнениями в выполнении фрагментов борьбы, т. е. проявляемых в исполнении специфических для борьбы действий [8, 10].

2. С координационными упражнениями (подводящими - без и со снарядами, с манекеном, штангой, гирями и т. д.), с кондиционными - (развивающими - без снарядов, с манекеном, на тренажерах, партнером) [4, 9, 12] и с сопряженными [9].

Кроме того, до настоящего времени в подготовительной части занятия (разминка) основное время уделяется различным общеподготовительным упражнениям с целью постепенной подготовки мышц, суставов, связок и систем организма к повышенной нагрузке и лишь затем - специальные (страховка и самостраховка, с партнером, простейшие виды борьбы) [6].

В действующих до настоящего времени Программах [1-3 и др.] в специальную физическую подготовку при разминке не включено ни одного упражнения, связанного со спортивной борьбой на ковре, обучение которой является нашей основной целью. При этом, соотношение объема общей и специальной подготовки на первых 7 годах обучения в среднем больше объема изучения и совершенствования техники и тактики борьбы, включая тренировочные поединки. Например, в работе [1] это соотношение нормируется от 192% (новички), т. е. больше почти в два раза, до 80% (первый разряд), в [2] - соответственно от 152% до 58% (авторы дополнительно включили в специальную физическую подготовку имитационные упражнения - выполнение структуры приемов борьбы), а в [3] - соответственно от 320% до 87%.

Проведенные нами исследования показали, что объем "разминки" колеблется в занятиях различной направленности, например, в группах дзюдо второго года обучения от 30 до 45 мин и более [3]. С учетом того факта, что в подготовительном периоде (основной) второго года обучения обучению отводится 8 часов в неделю (три-четыре занятия), то становится очевидным, что тренировка имеет основную направленность на упражнения не адекватные спортивной борьбе на ковре.

Целью данного исследования было ускорить и повысить качество процесса обучения детей возрастной группы 10-13 лет в группе начальной подготовки путем оптимальной специализации состава и структуры упражнений подготовительной части занятий (разминки) с одновременным сохранением соответствующего механизма (подхода) разогрева и подготовки мышц, суставов, связок и систем организма для последующего обучения занимающихся на основе практикуемых в дзюдо и самбо спортивно-технических противодействий партнеров в положении борьбы лежа.

В основу гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что если подобрать состав и структуру спортивно-технических противодействий в упражнениях разминки на основе реальной динамики борьбы лежа в форме "игры в борьбу" обоих "соперников" с индивидуальным управлением и дозированием получаемых при этом траекторий, усилий и скоростей перемещений и удерживания, то можно решить поставленную в исследовании цель.

На первом этапе исследования из базовых элементов спортивно-технического мастерства в положения борьбы лежа (удержания, болевых приемов и удушений) были отобраны отвечающие гипотезе и цели требуемые контактно-силовые перемещения и удерживания (см. таблицу 1).

Таблица 1

Двигательная активность различных суставов и позвоночного
столба при выполнении спортивно-технических элементов
"удержаний" или связанных с их исполнением

Элементы упражнений
при исполнении "удержаний"

Суставы и позвоночный столб *:

ПЛ

ЛК

ПС

ТБ

КЛ

ГС

1. Прижимание руками к СПР

+

+

+

+

-

-

2. Надавливание туловищем

+

+

+

+

+

-

3. Надавливание через руки

+

+

+

+

+

(+)

4. Переворот через "полумост"

+

+

+

+

+

+

5. Накат и переворот вращением

+

+

+

+

+

+

6. Конструкции силовых взаимосвязей

7

8

9

9

7

7

  • разжимание захвата шеи

+

+

+

+

-

+

  • подъем ТБ части туловища

-

+

+

+

(+)

+

  • придерживание ногой (ногами)

+

+

+

+

+

+

  • придерживание руками и ногами

+

+

+

+

+

+

  • скрещивание руки (рук)

+

+

+

+

-

-

  • отжимание рукой (руками)

+

+

+

+

-

-

  • отжимание ногой (ногами)

-

-

+

+

+

+

  • отжимание рукой и ногой

+

+

+

+

+

+

  • расцепление рук СПР

+

+

+

+

+

(+)

7. Отползание от СПР с вращением

+

(+)

+

+

+

+

8. Скручивание СПР

+

+

+

+

+

(+)

9. Поворот СПР

+

+

+

+

(+)

(+)

10. Вращение СПР

+

+

+

+

+

(+)

11. Сваливание СПР

+

+

+

+

+

+

12. Сгибание СПР

+

+

+

+

-

-

13. Забегание

(+)

+

+

+

+

(+)

14. Раскачивание СПР и т. п.

+

+

+

+

(+)

(+)

* Примечания: 1) ГС - голеностопный сустав; 2) КЛ - коленный сустав; 3) ЛК - локтевой сустав; 4) ) ПЛ - плечевой сустав; 5) ПС - позвоночный столб; 6) "СПР" - условный соперник (партнер); 7) ТБ - тазобедренный сустав; 8) "+" - участие звена тела; 9) "(+)" - при определенных условиях звено может участвовать.

На втором этапе была разработана методика обучения спортивно-техническим противодействиям на базе борьбы лежа.

На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент для оценки эффективности сформированных комплексов спортивно-технических противодействий в борьбе лежа и рациональности разработанной методики их обучения в подготовительной части тренировочного занятия, отвечающим разнородным задачам разминки и общей цели обучения спортивной борьбе дзюдо в целом. Эффективность комплексов и рациональность методики обучения оценивалась по соревновательной результативности обучаемых.

Для проведения педагогического эксперимента были укомплектованы две группы по 10 занимающихся в каждой. Для равнозначного комплектования в каждую группу в течении месяца (8 занятий по 80 мин) все 20 дзюдоистов обучались вместе (в одной группе). На этих занятиях их обучили нескольким приемам борьбы стоя (подсечкам; передней, задней и боковой подножкам; трем броскам через голову), а в партере - всем типам удержаний и уходов от них. Затем на последнем занятии было проведено соревнование с судейством. Каждый занимающийся боролся в четырех поединках длительностью 3 мин каждый без прекращения борьбы независимо от чистой победы.

На основе проведенного соревнования были предварительно укомплектованы экспериментальная и контрольная группы на основе равноценных судейских оценок, т. е. дзюдоисты имеющие отличные, хорошие и т. п. результаты в поединках равномерно распределялись в обе группы. На следующем занятие вновь проводилось уточняющее соревнование по аналогичной схеме - модели, в которых борцы контрольной группы боролись с борцами экспериментальной группы. По такой методике были окончательно укомплектованы обе группы с равноценным составом всех 10 участников.

Затем было проведено обучение в течении 2 месяцев (18 занятий) в контрольной группе по поурочной программе /3/, а в экспериментальной - с использованием предложенной авторами исследования методике.

В контрольной группе обучение проводилось по следующей методической схеме:

1. В подготовительной части занятия (разминке) использовались общеобразовательные и "специальные" упражнения в соотношении времени 320: 100 по отношению к изучению и совершенствованию техники и тактики, а также времени учебно-тренировочных поединков.

2. В основной части занятия тренер объяснял и показывал разучиваемые и совершенствующие спортивно-технические действия (движения).

3. Исправление ошибок сводилось к прямому их изменению без обоснований, индивидуальной коррекции и дополнительных разъяснений.

4. Таким образом, обучение основывалось на поверхностном "навязывающем" восприятии приемов и самой борьбы в форме, которой владеет тренер без активного участия индивида - дзюдоиста.

Обучение в экспериментальной группе основывалось на рекомендуемой авторами исследования методической разработке:

1. Обучение проводилось с акцентом на борьбу лежа, в частности, на различные "рычаги" конструкций силовых взаимосвязей и силовых контактов для перемещения соперника - партнера и держания (фиксирования) его элементов тела.

2. Процесс обучения организовывался тренером по методу от частного к общему и от простого к сложному по разработанной педагогической модели на основе системного подхода с использованием структурно-функционального анализа. Обучение велось на основе формирования знаний закономерностей, принципов, механизмов спортивно-технического мастерства и умений их применять в меняющейся спортивной ситуации на ковре. Для практических примеров использовались базовые педагогические схемы приемов борьбы стоя и лежа, которые в дальнейшем индивидуализировались для каждого занимающегося с последующим его творческим активным участием в самом процессе обучения.

3. С первых занятий такой подход позволил научить каждого занимающегося технологии изучения и совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства с его непосредственным и персональным участием в этом процессе.

4. Характеристика приема давалась кратко, на основе ключевых слов (иногда принципами типа "принцип параллелограмма, маятника, опорной ноги" и т. п.) без грамматического построения объяснения.

5. Обучение основывалось на решении двигательных задач и заданий разных уровней, а не приема исходя из его названия.

В конце эксперимента (через 16 занятий) было проведено соревнование между группами вначале по борьбе стоя и лежа, а затем - только лежа. Результаты поединков участников обоих групп показали, что не только в борьбе лежа (как планировалось) экспериментальная группа имела значительное преимущество, но и очевидное преимущество эта группа добилась и в комплексной борьбе - стоя и лежа, в частности, имела большую общую суммарную результативность оцененных судьями приемов стоя.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что предложенный один из частных вариантов методики обучения с использованием "игры в дзюдо" в борьбе лежа в подготовительной части тренировочного занятия наиболее эффективен и рационален на начальной стадии процесса обучения и особенно для начинающих, в частности, детей младшего возраста 10-14 лет (в начальных группах обучения).

Были также получены положительные результаты при использовании разработанной методики на занимающихся в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования для формирования одного из ведущих элементов спортивно-технического мастерства - конструирования контактно-силовых взаимосвязей на основе принципа "рычага". Применение "игры в дзюдо лежа" позволило заметно улучшить контактно-силовые компоненты спортивной борьбы в реальных поединках на ковре.

Литература.

1. Борьба самбо: Программа для секций коллективов физкультуры // Составитель Матвеев С.Ф. - М.: "Физкультура и спорт", 1973. - 64 с.

2. Борьба самбо: Программа для ДЮСШ (комплексных и специализированных) //Составили Михайлов В.Д. и Свищев И.Д. - М., 1975. - 88 с.

3. ДЗЮДО: Поурочная программа для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ !1-2 год) // Составили И.Д. Свищев и В.М. Синельников - М., 1979 - 111 с.

4. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.: ил.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Ф и С, 1991 - 543 с.: ил.

6. Методика обучения борьбе самбо (методическое письмо) //Составил Е.М. Чумаков. - М., 1957. - 24 с.

7. Методическое письмо по борьбе самбо //Составил А.А. Харлампиев. - М.: ЦС "Буревестник", 1959. - 28 с.

8. Спортивная борьба: Учебник для институтов ФК. /Под ред. А.П. Купцова. М.: Физическая культура и спорт, 1978. - 424 с.: ил.

9. Спортивная борьба: Учеб. пособие для техн. и ин-тов ФК. (пед. фак.). / Под ред. Г. С. Туманяна. - М.: Физическая культура и спорт, 1985. - 144 с.: ил.

10. Физическая подготовка борца-самбиста: Учебное пособие для тренеров. // Подготовлено Чумаковым Е. М., Ионовым С. Ф. - М.: КФК и С, 1980. - 94 с.

11. Чумаков Е.М. Сто уроков самбо. - М.: "ФАИР ПРЕСС", 1998. - 400 с.: ил. - (Спорт).

12. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. - М.: Высш. шк., 1997. - 189 с.., ил.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Бобров, А.А. Совершенствование технического мастерства в подготовительной части тренировочного занятия по дзюдо в условиях, приближенных к соревновательному поединку / Бобров А.А., Каращук А.Ф., Студеникин Н.Ю. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 4-10.