ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Казакова М.С. - аспирантка каф. ТиМ гимнастики
Лагутин А.Б. - доцент каф. ТиМ гимнастики

В настоящее время, в практике работы дошкольных образовательных учреждений широкое распространение получили музыкально - ритмические упражнения (МРУ), которые благодаря своей доступности, избирательности воздействия на функциональные системы организма, эмоциональности стали предметом учебной, физкультурно-оздоровительной, дополнительно - секционной и соревновательной деятельности дошкольников. Научно-методическим основам использования МРУ в занятиях с детьми дошкольного возраста посвящен ряд исследований С.Б.Шармановой 1995, Н.А.Фоминой 1996, Н.А.Евстратовой 1997.

Как показал анализ литературных источников и педагогические наблюдения, методика проведения такого вида занятий с дошкольниками зачастую копирует приёмы, присущие "взрослой" ритмической гимнастике, активно используя повторно-стандартный, реже повторно-вариативный методы обучения МРУ. Целевой установкой здесь служит улучшение показателей физических кондиций дошкольников и успешность самостоятельной демонстрации ими разученного комплекса упражнений на физкультурно-спортивных праздниках или соревнованиях по спортивно-оздоровительным видам гимнастики.

Такой методический подход, не учитывающий возрастные особенности становления двигательной функции детей дошкольного возраста, по нашему мнению, не позволяет эффективно формировать двигательно-ритмические способности, играющие ведущую роль в процессе освоения новых форм музыкально-ритмических движений, удельный вес которых в общем объёме гимнастических упражнений постоянно растёт.

В основу проведённого нами в 1998-99г.г. исследования, было положено предположение о том, что использование в занятиях с детьми старшего дошкольного возраста специальных заданий, целенаправленно формирующих способность воспринимать, дифференцировать и воспроизводить ритмическую структуру двигательных действий, позволит, не снижая уровня физической подготовленности занимающихся, улучшить их способность к обучению музыкально-ритмическим упражнениям.

Проведённое на первом этапе исследования изучение научно-методической литературы позволило определить структуру двигательно-ритмических способностей, и опираясь на неё, разработать систему двигательных заданий с ритмической доминантой, целенаправленно содействующих развитию ритмических способностей дошкольников, которая в дальнейшем была использована при разработке экспериментальной программы двигательно-ритмического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе реализации программы использовались упражнения, содействующие развитию восприятия и дифференциации ритмических акцентов движений (упражнения группы А), затем - задания, связанные с воспроизведением ритмической структуры двигательных действий возрастающей сложности (упражнения группы В и С). Данные упражнения сменяли друг друга в трех последовательно разучиваемых комплексах МРУ, при этом в первом использовались упражнения группы А, во втором - группы В, и в заключительном - группы С. Каждый из трех комплексов разучивался в течении 8 занятий, продолжительность которых варьировалась в пределах 25-30 минут. Все занятия проводились на основе сюжетно-игрового метода, при этом последовательность использования основных средств воздействия (упражнений) на формирование физических качеств была сохранена в обоих комплексах без изменений.

С целью определения эффективности разработанной нами экспериментальной программы занятий с октября по апрель 1999г. на базе д/с №1791 и №1291 г. Москвы был проведен педагогический эксперимент организованный методом параллельных групп. В контрольной группе занятия проводились на основе повторно-переменного метода с использованием традиционных гимнастических упражнений, в экспериментальной - по разработанной нами программе.

Анализ динамики результатов предварительного и итогового тестирования физической подготовленности и уровня развития двигательно-ритмических способностей детей экспериментальной и контрольной групп подтвердил наличие статистически значимого преимущества показателей уровня развития ритмических способностей в экспериментальной группе. Прирост результатов компьютерного тестирования в экспериментальной группе составил 43% , в то время как в контрольной группе он составил 19% по сравнению с исходными данными. В то же время, анализ показателей физической подготовленности итогового тестирования не выявил значимых различий между группами. Так, например, показатель динамики взрывной силы, измеряемый длиной прыжка в длину с места у детей контрольной и экспериментальной групп не имел статистически достоверных различий, составив прирост 18 см (от 122 см до 140 см) и 15 см (от 124 см до 139 см).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что включение в занятия со старшими дошкольниками специальных заданий с выраженной ритмической доминантой, позволяет более эффективно по сравнению с традиционной методикой, формировать у них двигательно-ритмические способности, не снижая при этом общего уровня физической подготовленности.

Литература.

1. Евстратова Н.А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: Дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 1997. - 190 с.

2. Майорова Л.Т. Методика воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста (4-6 лет): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1988. - 19 с.

3. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1996. - 205 с.

4. Шарманова С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. - С.-Пб. - 1995. - 202 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Казакова, М.С. Воспитание двигательно-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Казакова М.С., Лагутин А.Б. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 16-18.