ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ТАНЦОРОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ТАНЦОРОВ

Москалева О.А. - студентка каф. ТиМ танцевального спорта
Коваленко А.А. - ст. преподаватель каф. ТиМ танцевального спорта

Цель работы: исследовать использование игрового метода в музыкально-ритмической подготовке спортсменов-танцоров и разработать методику игрового метода, применимого в подготовке начинающих танцоров.

Задачи:

- определить и оценить имеющиеся подходы к музыкально-ритмической подготовке спортсменов-танцоров;

- оценить использования игр музыкального воспитания в спортивных танцах (по литературе и анкетным данным);

- определить возможность и направления использования подвижных игр в целях музыкально-ритмической подготовки танцоров.

Музыкально-ритмическая подготовка играет значительную роль в спортивных танцах. Она решает ряд задач:

- развитие функций организма человека, направленное на совершенствование его способностей, укрепление здоровья;

- формирование важных музыкально-двигательных умений, навыков и приобретение специальных знаний, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.

Так как основным критерием оценки результатов на соревнованиях является музыкальность, то на первом (начальном) этапе обучения особое внимание нужно уделять развитию музыкально-ритмических способностей у детей.

Приобщение к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности, оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр. Они развивают музыкальную память, чувство ритма; игры способствуют совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше воспринимать материал. С помощью музыкально-ритмических игр решаются следующие задачи:

- воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу для всестороннего физического развития учащихся;

- умение выполнять упражнения под музыку;

- совершенствование и закрепление полученных двигательных умений и навыков в согласовании движений с музыкой.

Для решения поставленных задач встает вопрос о необходимости специальных ритмических упражнений и заданий, которые дали бы возможность сосредоточить внимание занимающихся на ритмических соотношениях, достигая точного воспроизведения. Продуманная последовательность таких заданий в порядке усложнения, дает возможность обеспечить целенаправленность в формировании слухо-ритмических навыков. Но, главное условие - создание игровой ситуации, т.е. большинство двигательных заданий, должно носить игровой характер, что помогает детям воспринимать музыку.

Игра вызывает интерес у детей к выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько раз повторить одно и то же задание с целью усвоения какого-либо двигательного навыка и согласовать движение с музыкой. Дети приобретают двигательные навыки, главным образом, в процессе самих музыкально-ритмических игр и поэтому их движение становится выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше - все это было выявлено из дошкольного и школьного воспитания.

Но методика проведения игр не годится в практике спортивного танца, так как игры должны формировать и согласовывать чувство ритма с реализацией в движении. Так как цель работы - исследование использования игрового метода в спортивных танцах и разработка методики применения игрового метода, была разработана анкета с целью определения потребности игр.

Анкета включала анализ следующих направлений:

- использование игр вообще в практике тренеров по спортивным танцам;

- наличие определенных методов в музыкально-ритмической подготовке танцоров;

- использование тренером источников по играм в практике преподавания.

Данный анализ был соотнесен с образовательным уровнем тренеров, с возрастом и стажем работы. Некоторые результаты представлены ниже.

Было выявлено, что "большинство" тренеров используют игровой метод в своей практике только на начальном этапе обучения, с целью снятия напряжения, усталости, в отдельных случаях - развитие координационных способностей, физических качеств; "меньшинство" - с целью более легкого восприятия материала.

Из этого анализа можно сказать, что в практике спортивного танца игровой метод, как таковой не используется, но если и используется, то это игры для снятия напряжения. Это связано с тем, что тренеры - преподаватели не имеют представления с какой целью используют игровой метод, из-за отсутствия конкретных разработок по играм в спортивных танцах.

Вообще для развития музыкально-ритмических способностей используется литература из детско-дошкольного воспитания, либо из смежных видов спорта (реже, для методики проведения игр пользуются либо накопленными знаниями, либо любой литературой, не связанной с видами спорта).

Как уже говорилось, и в связи с отсутствием подобных разработок в спортивных танцах, цель нашей работы - разработать методику применения игрового метода (использование подвижных игр в целях музыкально-ритмической подготовки + использование игр вообще). При этом были выявлены, модифицированы и опробованы на практике некоторые игры, а также сделаны собственные разработки.

Мы знаем, что игра не только повышает настроение, развивает координационные способности, физические качества, помогает лучше воспринимать материал, повышает функциональные возможности организма. Урок подразделяется на 3 части, каждая из которых имеет свои цели и задачи. Для их решения можно предложить использовать игровой метод разнонаправленного воздействия. Важно уже в подготовительной части занятия включать подвижные (развивающие) игры с целью повысить настроение у детей, активизировать внимание, заинтересовать, подготовить двигательный аппарат к предстоящей работе, а также повысить функциональные возможности организма.

Для этого могут быть использованы следующие игры:

- на активизацию внимания и повышения эмоционального состояния: "Смирно", "Запрещенное движение";

- на развитие координационных способностей: "С отставанием на один счет", "Кроль", "Асимметрические упражнения";

- на сохранение равновесия: "Скакуны", "Стойка на одной ноге", "Трудные наклоны".

Для повышения эмоционального состояния, развития физических качеств, проверки степени овладения теми или иными двигательными навыками, развитие музыкальности (ритмичности) в основной части применяются музыкальные игры на развитие чувства ритма - "Угадай счет", эстафета "Найди счет "1" и "4"" и т.д.

Также применяются подвижные (развивающие), которые необходимы для развития технической, тактической и психологической подготовки.

Для приведения организма в оптимальное функциональное состояние для последующей деятельности можно рекомендовать игры для снятия физиологического возбуждения и изменение напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнение на расслабление мышц и на осанку):

- успокаивающие подвижные игры;

- игры на внимание: "Тишина", "Придумай сам".

Примеры игр.

Эстафета "Найди счет "1" и "4"".

Музыкальное сопровождение 2/4.

Играют несколько команд. Выстраиваются в колонну по несколько человек. Под музыку: первые номера команда держат мяч, на счет "1" подкидывают мяч вверх, затем ловят. После того как поймали бегут до другого конца зала останавливаются, найдя счет "4", ударяют мяч об пол, бегут обратно, оббегают свою колонну и передают мяч второму игроку и т.д.

"Заблудившийся рассказчик".

Преподаватель показывает подряд несколько элементов (движений) из разных танцев, которые уже прошли. Затем он вызывает любого игрока и просит его показать то, что он показывал. Если ученик справился с заданием - становится водящим, если нет - ему присваивается 1 штрафное очко. В конце подсчитывается у кого меньше штрафных очков.

Игру можно усложнить - при вызове игрока, попросить его, чтобы он показал движения в обратном порядке.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Москалева, О.А. Использование игровых методов в музыкально-ритмической подготовке начинающих танцоров / Москалева О.А., Коваленко А.А. // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 34-38.