ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЫСТРОТЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЫСТРОТЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

Храпков А.А. - соискатель каф. ТиМ спортивных игр
Бутузова Л.Л. - доцент каф. ТиМ спортивных игр

Рационализация учебного процесса при проведении занятий по физической культуре в школе и секционной работе по баскетболу основывается на всесторонней оценке данных, отражающих специфику проявления двигательных качеств. Однако изучение особенностей проявления быстроты при выполнении целого ряда движений в игровой деятельности баскетболистов затруднено в силу целого ряда препятствий, которые возникают перед исследователем, избравшим данное направление поиска. Сюда, прежде всего, следует отнести прерывистый характер игры, наличие неожиданно действующего противника, комплексный и разносторонний характер проявления двигательных качеств и многие другие помехи, которые мешают получению объективной информации об уровне развития быстроты у юных спортсменов. Выход из создавшейся ситуации может быть найден путем моделирования игровой деятельности в условиях максимально приближенных к движениям, выполняемым баскетболистом в игре.

Целью настоящего исследования явилось изучение быстроты выполнения приемов школьниками, занимающимися баскетболом в секции, для дальнейшей оптимизации процесса развития этого качества и формирования двигательных навыков правильного передвижения в игре.

В настоящей работе ставились две основные задачи:

1. Исследовать характер передвижений юных баскетболистов в игре.

2. Изучить изменение показателей быстроты у юных баскетболистов, учащихся школ, в связи с их возрастными данными.

Методика.

В исследовании приняли участие 37 школьников, занимающихся баскетболом 12-15 лет, не имеющие юношеские спортивные разряды. При регистрации бега с максимальной скоростью различными способами: лицом, боком и спиной - на типичные для этой игры расстояния в 3, 6 и 20 метров, а также стартовых движений использовались фотофинишная установка конструкции И.В.Всеволодова (1969 г.).

Для расчета других дополнительных показателей быстроты передвижений юных баскетболистов: стартового ускорения (Кс) и максимальной скорости бега (Vmax) - применяли экспоненциальные формулы:

Кс = (lgУ1 - lgУ2) : (t2 - t1) ? 2,3 ,

где У1 и У2 - приращение скорости соответственно на участках от 3 до 6 м и от 6 до 20 м;

t1 и t2 - время пробегания соответствующих отрезков дистанции.

Для расчета Vmax использовалось следующее уравнение:

Vmax = Vt : (1 - е -Кt ),

где V - скорость, достигнутая к моменту времени t;

К - константа скорости, характеризующая стартовое ускорение;

е - основание натуральных логарифмов.

Подробно с расчетом этих показателей можно ознакомиться в диссертационной работе В.А.Данилова (1972 г.).

Фиксация наблюдаемых фактов заключалась в стенографической записи игры. Наблюдению были подвергнуты как официальные, так и контрольные и товарищеские игры между командами детских спортивных школ и обычных средних школ в количестве 18 игр за 1998/99 учебный год.

Измерение быстроты выполнения приемов передвижения осуществлялось на школьниках, занимающихся в школьной секции по баскетболу 525 средней школы г. Москвы. Занятия в секции проводились два раза в неделю в 1998/99 учебном году.

Результаты.

В результате проведенных наблюдений за передвижениями баскетболистов в процессе игры было установлено, что чаще всего скоростные способности проявляются во время бега на площадке спиной и лицом вперед. Эти виды передвижения были подвергнуты измерению в модельных условиях, и их дополнили рассчитанные нами показатели. Динамика их изменения в зависимости от повышения возраста представлена в таблице. Как можно увидеть из данных таблицы, результаты проведенного обследования обнаруживают определенные характерные тенденции изменения показателей стартовых реакций, быстроты передвижения в связи с повышением возраста юных баскетболистов. Самым большим изменениям под влиянием специализированной тренировки и возрастного развития подвержены показатели времени стартовой реакции при исходном положении боком вперед по направлению движения (171%) и в меньшей степени подвержено изменению время стартовой реакции при исходном положении лицом вперед (126%).

Таблица 1

Показатели времени передвижения юных баскетболистов

Показатели

12-13 лет
n = 15

14 лет
n = 12

15 лет
n = 10

Время бега спиной вперед на 6 м, с

2,31± 0,05

2,15± 0,03

2,07± 0,04

Время бега лицом вперед на 6 м, с

1,84± 0,04

1,78± 0,05

1,63± 0,03

Время передвижения боком вперед на 6 м, с

2,10± 0,07

2,01± 0,07

1,92± 0,05

Время стартовой реакции, и.п. - спиной вперед, с

0,53± 0,02

0,49± 0,05

0,43± 0,03

Время стартовой реакции, и.п. - лицом вперед, с

0,49± 0,03

0,43± 0,02

0,40± 0,02

Время стартовой реакции, и.п. - боком вперед, с

0,47± 0,04

0,39± 0,05

0,31± 0,04

Быстрота стартового ускорения при беге лицом вперед, с

0,48± 0,03

0,495± 0,04

0,533± 0,05

Максимальная скорость при беге лицом вперед, м/c

7,31± 0,61

8,14± 0,64

9,47± 0,04

Примечание: Цифры, приведенные в таблице, означают: средняя ± ошибка средней.

Выводы.

Оценка быстроты передвижений может быть осуществлена с помощью разработанной и апробированной в практике универсальной аппаратуры, позволяющей с высокой степенью точности и достаточно широко регистрировать уровень развития специальных скоростных качеств юных баскетболистов.

Показатели быстроты передвижений улучшаются с увеличением возраста и под влиянием существующей системы тренировки школьников, занимающихся в секции по баскетболу.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Храпков, А.А. Динамика показателей быстроты передвижений у школьников, занимающихся баскетболом / Храпков А.А., Бутузова Л.Л. // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 58-60.