СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК И УСЛОВИЯ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КУЛЬТУРНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК И УСЛОВИЯ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КУЛЬТУРНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ К ВОПРОСУ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

Грибков Д.А. - аспирант РГАФК

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Около 53% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 20-25%. Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% молодых людей старших классов не выполняют предусмотренных нормативов, а 20% - признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья. Заболеваемость выпускников за последние годы увеличилась на 49%. Ежегодно на учет по инвалидности ставиться 800-900 тысяч человек, 25% от этого числа составляет молодой учащийся контингент. Отмечается тенденция к постоянному снижению числа инвалидов, трудоспособность которых полностью или частично восстановилась. Ежегодно не более 3-5% из числа освидетельствованных инвалидов признаются трудоспособными по сравнению с 50% за рубежом. Ежегодно рождаются до 500 тысяч детей, у которых один или оба родителя страдают алкоголизмом. Алкоголизм омолаживается: 52% школьников старших классов употребляют алкоголь. Опасное распространение среди молодежи получает в последние годы употребление наркотических и токсических веществ. По оценкам специалистов численность наркоманов и токсикоманов составляет сегодня от 150 до 300 тысяч человек или 0,1-0,2% всего населения России. Рост доли старшеклассников среди употребляющих наркотические и токсические вещества составляет около 10% в год. В России одна из самых высоких в мире величина частоты курения: среди мужчин 55-60% и среди женщин 25-30% являются регулярными курильщиками. В старших классах курит 35% мальчиков и 14% девочек.

В силу неуправляемого роста промышленного и сельскохозяйственного производства, основанного на традиционных, экологически вредных и "грязных" технологиях наша страна подошла вплотную к экологическому кризису. Среди основных факторов загрязнения окружающей среды, оказывающих патогенное воздействие на организм подростка , следует особо выделить загрязнение атмосферы, водных и земельных ресурсов и в связи с этим - загрязнение пищевых продуктов. Условия жизни современных людей существенно отличаются от тех, в которых происходило формирование человека и человеческого общества. В настоящее время на подростков воздействует большое число факторов, обусловленных научно-техническим и социальным прогрессом. Ионизирующие излучения, всевозможные токсические вещества, шумы, вибрации, чрезмерные психические нагрузки становятся отличительными чертами цивилизации. Кроме того, на организм учащегося оказывает влияние широкое употребление в пищу продуктов, прошедших различные обработки, массовое применение антибиотиков, сульфаниламидов и других сильнодействующих препаратов. В этой связи исследование проблемы адаптивных возможностей подростков приобретают особую значимость, поскольку морфофизиологические особенности подрастающего поколения не могут изменяться с такой быстротой, с какой изменяются технологические процессы и окружающая среда. Несоответствие во времени между этими процессами может привести к возникновения обрыва между адаптивными возможностями подростков, обусловленными их биологической природой, и изменениями окружающей среды, что проявляется в различных патологических состояниях.

Здоровье и болезнь - особые состояния человека, связанные с адаптацией как к физиологической, так и к культурной: чем лучше адаптируется человек к природным факторам и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, культурных норм и ценностей, тем выше показатель общественного здоровья.

Анализируя проблему отношения к здоровью, необходимо исходить из факта несоответствия между потребностью человека в здоровье и его усилиями, направленными на его сохранение и укрепление. Причина этого заключается в том, что в состоянии физического и психического благополучия здоровье обычно воспринимается как нечто безусловно данное, потребность в котором хотя и осознается, но, подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его явного дефицита. Очевидно, что актуализация потребности в здоровье, обусловленная его ухудшением или утратой, сразу же активизирует действенную потребность индивида в своем физическом и психическом благополучии.

М.Я.Виленский (1994) выделяет два типа людей в плане отношения к здоровью и ориентации в этом вопросе. К первому типу относятся лица с хорошей самооценкой здоровья (интериалы), проявляющие ответственность за результаты своей деятельности, собственные усилия и способности. Ко второму типу- с плохой самооценкой здоровья (экстериалы), для которых внешние силы и обстоятельства играют ведущую роль.

На основании сказанного, следует выделить одну из форм культуры - культуру здоровья, формирование, которой, детерминирующего ЗОЖ средствами обучения, воспитания и пропаганды, предполагает обращение не сколько к непосредственным мотивам сохранения здоровья, сколько к целому комплексу культурных мотиваций (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, социальные роли и функции личности, статус, престижность), определяющих общую направленность личности. Таким образом, культуру здоровья можно определить как, мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, культурных, социальных функций, обуславливающие полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности.

В частном случае, фактор формирования культуры здоровья очень важен для интериалов, так как, не получая постоянной обратной связи своего здоровья, они не могут постоянно контролировать динамику изменения своего ЗОЖ, когда как плохое самочувствие экстериалов, постоянно дает о себе знать.

В последние годы значительно вырос объем научных работ, посвященных исследованию здорового образа жизни учащихся общеобразовательных заведений. Труды Егорова А.Г. (1995), Лубышевой Л.И., Бальсевича В.К. (1984), Бундзена П.В., Дибнера Р.Д. (1994), Виленского М.Я. (1994), Водолажского Г.Г.(1970), Собкина В.С.(1999) акцентируют наше внимание на проблемы мотивации, ценностных ориентаций, здоровья и жизнедеятельности учащихся. Анализируя статьи зарубежных авторов, можно сделать вывод, что проблема здоровья, связанной с гиподинамией подростков, остается актуальной во многих зарубежных странах. Развитие компьютеризации в последнее время увеличило доступ всех возрастных слоев населения, включая большую часть подростков, в глобальную компьютерную сеть - интернет, тем самым разрушая традиционные принципы культуры здоровья, люди потянулись не в спортзалы, а в кресла компьютерных столов. На сегодняшний день интернет удовлетворяет многие потребности своих пользователей, готовых большую часть своего свободного времени проводить за экраном монитора, а не в общении с друзьями. Культурная общественность ряда зарубежных стран уже обеспокоена случаями помешательств на почве компьютеризации, отмечая частичную деградацию подростков, отвергающих многие реальные культурные и духовные ценности, заменяя их виртуальными. Тем самым не понимают от куда у них появились проблемы с психическим, физическим состоянием, которых у них никогда не было.

В подобных условиях принцип духовной элитарности и создания Шедевров с большой буквы, несущих важные послания о существенных истинах и показываемых в специальных сакральных местах, храмах Духовности и Культуры - музеях - практически не действует.

Здоровый образ жизни старшеклассников, являясь координирующим элементом культуры молодого человека, содействует формированию здоровья, повышению общей работоспособности и творческой активности. Конкретная повседневная реализация ЗОЖ - неотъемлемая часть гуманитарной культуры молодого человека, богатство его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентаций. Поэтому одно из центральных направлений ЗОЖ - это воспитание сознательного отношения учащихся к здоровью своему и окружающих. Ответственность в этом формируется в комплексе всего индивидуального пути развития человека, его взаимоотношения с окружающими, как часть общей культуры, проявляющейся в единстве стилевых особенностей поведения, манеры общения, способов мышления и ценностных ориентаций, реализуемых в индивидуальном образе жизни.

Большое значение на формирование культуры здоровья подрастающего поколения влияет массовая культура - своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры, среди основных направлений и проявлений, которой можно выделить индустрию формирования имиджа и "улучшения" физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, шейпинг, спортивный туризм, индустрия услуг физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности и т.п.), являющаяся специфической областью в общей индустрий услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж или на основании идеологических установок общества на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью, как это было в советское время.

Решение проблемы образа жизни в отношении формировании культуры здоровья подростка лежит на пути заимствования культурного наследия, формирования мышления в области профилактики и укрепления здоровья. Речь идет о формировании мировозренческой позиции, характеризующейся взаимосвязью и взаимообусловленностью значений культуры здоровья, усвоенных индивидом с другими человеческими ценностями (счастье, любовь, мир, самореализация и саморазвитие), без которых происходит физиологическая, умственная, эмоциональная и психическая деградация личности.

Литература.

1. aБодиков А.В., Лаптенок С.Д. Всестороннее развитие личности. - Минск: Беларусь, 1982, с.19

2. Визитей Н.Н. Образ жизни, спорт, личность. - Кишинев: Штиинца, 1980, 159с.

3. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теор. и практ. физ. культ. 1994, №9, с. 9-11.

4. Водолажский Г.Г. Мотивы, побуждающие учащихся к занятиям физической культурой и спортом // Новые исслед. педагогики. 1970, №12, с.66.

5. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: Сущность, критерии, пути формирования. - Воронеж: ВГУ, 1990.-180 с.

6. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопр. филос., 1981, №8, с.78.

7. Глухов В.И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни. - Киев: Здоровье,1989, с.21-79.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Грибков, Д.А. Современный подросток и условия его жизнедеятельности как культурная необходимость возвращения к вопросу о здоровом образе жизни // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 82-87.