ОЦЕНКА СПОРТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

ОЦЕНКА СПОРТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Ильин А.Б. - аспирант каф. ТиМ спортивного и синхронного плавания,
акваэробики, прыжков в воду и водного поло

Совершенствование спортивного мастерства подразумевает физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку. Причины успешности либо не успешности тренерско-педагогической деятельности не могут быть поняты, если игнорировать личностно - психические факторы спортсменов. Одной из наиболее важных проблем, является оценка готовности к соревнованию. Эту проблему изучали многие известные в спортивном мире ученые: Б.А.Вяткин (1979), А.Ц.Пуни (1979), А.В.Родионов (1973), В.А.Алатогорцев, Л.Д.Гиссен, (1973), Л.Т.Ямпольский (1984), и др.

Общепризнанно готовность понимается, как состояние спортсмена в данный момент времени, способствующее или препятствующее полному проявлению его подготовленности, т.е. реализации всех его возможностей в соревновании. Это состояние приобретается лишь в результате соответствующей подготовки.

В своем исследовании мы опирались на труды С.М.Гордона, Л.Т.Ямпольского, выделяющих три показателя психологической готовности к соревновательной деятельности: устойчивость, мобилизационность, самоконтроль.

Задачи исследования:

1. Выявление особенностей психологической подготовленности и качеств личности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта.

2. Выявление параметров личности, управление которыми обеспечивает повышение готовности спортсмена к соревновательной деятельности.

Методы исследования:

1. Метод оценки спортивно - психологической подготовленности - УМБК (спортивно - психологическая методика). Исследуются психологическая устойчивость, мобилизационность, самоконтроль.

2. Метод оценки педагогически значимых качеств личности - СПМ (спортивно - педагогическая методика). Исследуются коллективизм, общительность, доминантность, нейротизм, агрессивность и др.

3. Тест Кеттелла - 16PF (исследуются 16 качеств личности).

4. Тест Айзенка EPI (исследуются экстраверсия - интроверсия, нейротизм).

5. Тест Шмишека (исследуются особенности характера).

6. Педагогические наблюдения за спортсменами на тренировках.

7. Методы математической статистики (дискриптивный, корреляционный, факторный анализы).

В ходе эксперимента обследованы сборные команды России по академической гребле, лыжным гонкам (мужская и часть женской), водному поло (женская). Всего обследовано 264 спортсмена от 14 до 35 лет по следующим видам спорта: плавание, гребля академическая, лыжные гонки, водное поло, баскетбол. В их числе 15 - ЗМС, 32 - МСМК, 74 - МС, 70 - КМС, спортсменов 1-го разр. - 33, 2-го разр. - 35, 3-го разр. - 5. Контрольная группа никогда не занимавшихся спортом состояла из 150 человек.

Исследование и обработка результатов продолжаются, однако представляется возможным изложить предварительные результаты:

1. Спортивно-психологическая подготовленность:

Устойчивость одинаковая у спортсменов специализаций плавание, баскетбол, водное поло, (0,58 относительных единиц, ± 0,11). Несколько выше устойчивость у спортсменов специализаций лыжные гонки, академическая гребля (0,67 и 0,64 соответственно, ± 0,08).

Мобилизационность равная у игровиков (0,64, ± 0,12), среди циклических видов наивысшая у лыжников (0,67, ± 0,08).

Самоконтроль примерно равный у игровиков и пловцов (0,5-0,55 ± 0,13) и гребцов, лыжников (0,63-0,61 ± 0,09).

2. В рамках изучения педагогически важных качеств личности анализировались 40 параметров. Среди них юмор, самодемонстрация, невротичность, общительность, приобретательство, сексуальность, коллективизм, напряженность, самостоятельность, игровой потенциал, страх, депрессия, беспечность, совестливость, и др.

Факторный анализ методом варимаксного вращения позволил выделить у всех групп спортсменов и неспортсменов три фактора, которые были интерпретированы следующим образом:

Нейротизм. В него вошли с положительным влиянием нейротизм, напряженность, возбудимость. С отрицательным влиянием - эмоциональная устойчивость.

Смелость. В него вошли с положительным влиянием доминантность, эмоциональная устойчивость, экстроверсия. С отрицательным влиянием тревожность.

Активная жизненная позиция. В него вошли с положительным влиянием самостоятельность, совестливость, самоконтроль, гипертимическая и педантическая акцентуации характера.

3. Среди педагогически значимых качеств личности существуют различия у спортсменов разной специализации (индивидуальные и групповые, игровые и циклические виды) и неспортсменов. Так например коллективизм, нейротизм выше у игровиков, эмоциональность у пловцов, у лыжников самоконтроль, совестливость выше, а беспечность, чувствительность, подозрительность ниже, чем у спортсменов других специализаций.

4. В каждой группе спортсменов существуют лица с высокими (0,7 относительных единиц и выше) показателями по устойчивости. Выделение их в отдельную группировку (40 человек) и сравнение с остальными спортсменами и неспортсменами дало следующие результаты.

Педагогически значимые качества личности высокоустойчивых спортсменов отличаются от остальных групп спортсменов и неспортсменов.

У высокоустойчивых выше чем у обычных спортсменов: эмоциональная устойчивость, коллективизм, совестливость, проницательность, самоконтроль.

У высокоустойчивых ниже чем у обычных спортсменов: агрессивность, депрессия, сексуальность, невротичность, беспечность, подозрительность, чувство вины, самостоятельность, напряженность.

Показатели интеллекта и смелости оказались равными у всех групп спортсменов и неспортсменов.

Среди высокоустойчивых спортсменов преобладают лица с сильной и подвижной нервной системой, высокой экстравертированностью и общительностью, гипертимической акцентуацией характера.

Представляется возможным сделать предварительные выводы:

В каждой группе продвинутых в спорте лиц существует 20-25% высокоустойчивых людей, чья психика отличается от средних значений в популяции. Из высокоустойчивых спортсменов можно выдвигать положительных лидеров, на них можно делать упор при формировании коллектива из диффузной группы.

Педагогическая работа с группой спортсменов по совершенствованию спортивного мастерства требует построения дифференцированной, индивидуально - ориентированной стратегии психологической подготовки.

Существуют параметры личности управляя которыми можно повышать спортивно-психологическую готовность к соревновательной деятельности. Так например на устойчивость положительно влияют самоконтроль, отрицательно депрессия, невротичность, напряженность, тревожность, возбудимость.

Относительно низкая самостоятельность элитных спортсменов вероятно требует специальных психолого-педагогических мероприятий по адаптации человека к жизни рядового гражданина в период ухода со спортивной арены.

Представляется необходимым создание специальной психологической службы для совершенствования тренировочного процесса элитных спортсменов разных специализаций.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ильин, А.Б. Оценка спортивно-психологической подготовленности и показателей, характеризующих личность спортсменов разной специализации // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 92-95.