КАФЕДРЕ ШАХМАТ - ДЕСЯТЬ ЛЕТ

КАФЕДРЕ ШАХМАТ - ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Е.П.Линовицкий

На протяжении почти полувека наша отечественная шахматная школа по праву занимает передовые позиции в мире.

Нашим шахматистам принадлежит личное первенство мира среди мужчин. Начиная с того памятного дня 1948 г., когда Михаил Ботвинник победил в матч-турнире на первенство мира и стал первым советским чемпионом мира, пальма первенства, за исключением 1972-1975 гг. - чемпионом был американец Р.Фишер, принадлежит только советским шахматистам. Вслед за М.Ботвинником чемпионами мира становились: В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, А.Карпов, а с 1985 г. чемпионом является Гарри Каспаров.

Более 40 лет - с января 1950 по октябрь 1991 г. - шахматной короной "мировой королевы" владели наши замечательные шахматистки: Л.Руденко, Е.Быкова, О.Рубцова, Н.Гаприндашвили, М.Чебурданидзе.

Чемпионами мира в игре по переписке являются: среди мужчин - Г.Санакоев (Воронеж), среди женщин - Л.Белавенец (Москва).

30-я Всемирная шахматная Олимпиада в Маниле (июнь 1992 г.) закончилась убедительной победой сборной России, выступавшей в составе: Г.Каспарова, А.Халифмана, С.Долматова, А.Дреева, В.Крамника, А.Выжманавина.

Завоевание вершин в шахматном искусстве является закономерным следствием успехов нашей культуры.

Если сегодня в спортивном мире говорят, что национальным видом спорта в Канаде является хоккей, в США - баскетбол, в Бразилии - футбол, в Китае - пинг-понг, то мы можем утверждать, что шахматы - наш национальный вид спорта.

Новаторская роль отечественной шахматной школы проявляется и в том, что в нашей стране впервые в мире создана система высшего шахматного образования.

Как утверждают шахматные специалисты, доподлинный шахматный вуз был создан в середине 20-х годов в Ленинграде. То были Высшие курсы для шахматных инструкторов. Основным учебным материалом курсов являлась теория шахматного искусства. Она разделялась на три части: курс дебютов вел Г.Я.Левенфиш (будущий гроссмейстер, чемпион СССР), середину игры - П.А.Романовский и эндшпиль - И.Л.Рабинович. В программу входили также этюдная и задачная композиция (Л.И.Куббель) и история шахмат (проф. Б.М.Коялович). Небольшой курс оргвопросов и методики кружковой работы явился "педагогическим дебютом" инициативного Я.Г.Рохлина.

В 30-е годы при Ленинградском институте физкультуры была создана кафедра шахмат. Ее руководителем был доцент Я.Г.Рохлин, а ассистентами - мастера В.А.Алаторцев и В.В.Рогозин (будущий известный гроссмейстер). Однако деятельность этой кафедры ограничивалась тогда факультативным обучением игре в шахматы студентов различных спортивных специальностей. В Москве впервые преподавание шахмат на высшем организованном уровне было начато в ГЦОЛИФКе еще в 1953 г. Первыми шахматными педагогами были П.Романовский, М.Юдович (старший), Е.Загорянский, Г.Равинский и аспиранты института будущие гросссмейстеры Н.Крогиус и А.Суэтин. Кстати, Н.Крогиус защитил кандидатскую диссертацию.

Факультативный курс теории и истории шахмат был введен в 1965 г. на кафедре физвоспитания и спорта МГУ. Его руководителем был мастер Я.Б.Эстрин.

Но настоящая шахматная специализация впервые была создана в 1966 г. в ГЦОЛИФКе.

Инициатором создания и первым руководителем шахматного отделения стал заслуженный тренер СССР, мастер спорта, доцент Г.А.Гольдберг. Пять лет (1977-1982) шахматным отделением руководил гроссмейстер, тогдашний чемпион мира в игре по переписке, заслуженный тренер РСФСР Я.Б.Эстрин.

Нелегкими были первые шаги шахматного отделения. Отсутствовал опыт работы, не было программ, учебников, пособий, не хватало преподавателей, помещений, инвентаря.

Первым делом, имевшим ключевое значение, стала разработка учебного плана и программы по специализации. С самого начала была выдвинута стратегия на то, чтобы дать студентам широкий круг теоретических знаний, обогатить их необходимыми навыками и умением шахматных тренеров-преподавателей.

Принципиальным событием стало образование в 1982/83 учебном году кафедры шахмат. Первым ее руководителем становится международный гроссмейстер, доктор психологических наук Н.В.Крогиус.

В 1985 г. кафедру возглавил мастер спорта Б.А.Злотник, ныне международный мастер, кандидат педагогических наук, доцент.

С этого момента началась более активная работа по совершенствованию учебного процесса. Коллективом преподавателей кафедры: Н.Г.Алексеевым (ныне членом-корреспондентом Академии педнаук), В.Б.Малкиным, А.И.Авраменковым при участии доцента Львовского ИФК Ю.Е.Симкина под руководством Б.А.Злотника была разработана новая программа обучения, предусматривающая изучение студентами разделов: теория шахмат и методика тренировки, методика преподавания и спортивно-педагогическое мастерство, медико-биологические и психологические особенности подготовки шахматистов.

По-новому стала проводиться и учебная практика студентов с целью формирования у них необходимых для самостоятельной работы профессионально-педагогических умений и навыков, которые совершенствуются и закрепляются в процессе педагогической практики в школе и организационно-тренерской практики в ДЮСШ, ДЮСШОР, ШИПС, сборных командах.

Кафедра стала центром учебно-методической работы по подготовке шахматных тренеров-педагогов.

С 1964 г. открылась шахматная специализацияя Высшей школы тренеров.

За это время уже состоялось 5 выпусков; всего завершило обучение в ВШТ 48 слушателей. Распределение выпускников по годам показано в табл.1.

Таблица 1

Год поступления 1984 1985 1987 1989 1990 Всего
Год выпуска 1985 1987 1989 1990 1992
Число выпускников 9 11 12 11 6 48

В становлении шахматной специализации большую помощь оказывала шахматная федерация страны, ведущие шахматисты и шахматные специалисты.

В проведении теоретических и практических занятий со студентами и слушателями ВШТ принимали участие: экс-чемпионы мира М.Ботвинник, А.Карпов, В.Смыслов, гроссмейстеры Ю.Авербах, Е.Геллер, Ю.Балашов, С.Макарычев, международные арбитры Б.А.Крапиль, Э.Л.Дубов, А.И.Фигнер, заслуженный тренер СССР М.Дворецкий.

Первыми помощниками Г.А.Гольдберга при становлении специализации были М.Дворецкий, международный гроссмейстер Ю.Разуваев, Б.Злотник.

Шахматная специализация год от года росла и крепла. Если в год первого выпуска (1970) шахматное отделение насчитывало 48 студентов, а выпуск был всего 5 человек, в следующем году было выпущено уже 17 дипломированных специалиста, а в 1992 г. всего на кафедре училось 82 шахматиста, в том числе 76 студентов и 6 слушателей ВШТ, а выпуск оказался самым рекордным за годы существования специализации и кафедры - 25 студентов и 6 слушателей ВШТ. К сожалению, из-за малого набора в этом году - всего 8 человек (в процессе учебы добавился еще 1 студент - представитель Сирии) сегодня на кафедре почти столько же обучаемых, как и в год первого выпуска - 52 студента. Количественные показатели по годам обучения и спортивным званиям выглядят следующим образом:

Таблица 2

Спортивные звания I курс II курс III курс IV курс Всего
Международный гроссмейстер - - - 1 1
Международный мастер - - - 2 2
Мастер спорта, национальный мастер - - 1 1 2
Кандидат в мастера спорта 6 11 18 7 42
I разряд 2 - - 2 4
II разряд 1 - - - 1
Итого: 9 11 19 13 52

За 26 лет кафедрой подготовлено свыше 250 тренеров-преподавателей по шахматам.

Среди питомцев 15 известных гроссмейстеров таких, как олимпийский чемпион 1990 г., выпускник 1992 г. Е.Бареев, олимпийский чемпион 1980 г., заслуженный тренер СССР Ю.Балашов, чемпионы страны А.Соколов и А.Ахшарумова, чемпион мира среди юношей В.Чехов, С.Архипов, Ю.Дохоян, И.Хенкин, А.Мачульский, М.Шер, Л.Зайцева, В.Маланюк, З.Ланка, более 20 международных мастеров, ряд известных в стране и за рубежом тренеров: М.Кислов, В.Гончаров, В.Вульфсон, Т.Труус, Б.Нисман, Л.Пантелеев, С.Сулейманов, Я.Джафаров и др.

Заочное отделение института закончил экс-чемпион мира В.В.Смыслов.

Выпускников-шахматистов ГЦОЛИФКа можно встретить на Украине и в Якутии, Молдове и Прибалтике, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, за рубежом - в Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, Вьетнаме, Монголии.

Выпускники - студенты из Югославии: С.Вуксанович (1989) и Д. Бокан (1991) у себя на родине открыли шахматные школы и успешно готовят юных шахматистов.

В Набережных Челнах - городе автомобилестроителей - вот уже 16 лет трудится после выпуска из института тренер-новатор Виктор Гончаров. Он разработал свою методику подготовки юных шахматистов, добивается наглядности обучения с помощью придуманных им сказочных персонажей, фантастических сюжетов, оживляющих действия шахматных фигур на доске.

В Московском городском дворце пионеров (ДЮСШ N 3) успешно работает выпускник 1977 г. Владимир Вульфсон. Это его ученик В. Звягинцев стал юным мастером спорта и чемпионом Европы среди юношей в этом году.

Далеко за пределами нашей страны наслышаны о выпускнике ВШТ 1990 г. Михаиле Кислове. Он 18 лет был тренером юношеской сборной России, очень плодотворно трудится тренером в Воронежской шахматной школе. Среди его воспитанников немало международных мастеров, чемпионов республики. Его методы подготовки квалифицированных шахматистов на родине и в Польше основаны на применении глубоких знаний, в том числе полученных на кафедрах медико-биологического цикла института. Он систематически бывает на кафедре и всегда проводит занятия со студентами и слушателями ВШТ, передавая им свой богатый опыт.

Понимая огромное значение глубокого овладения знаниями по педагогике, психологии, медико-биологическим и другим предметам выпускниками, преподаватели кафедры стараются довести это еще при поступлении в институт абитуриентам.

Повышению ответственности студентов за изучение медико-биологических предметов способствует то, что занятия с ними проводит такой специалист шахмат, как доктор медицинских наук Виктор Борисович Малкин. За заслуги в области космической медицины ему присвоено недавно звание академика космонавтики. Он участник запуска в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Малкин В.Б. успешно ведет специальный раздел "Медико-биологические проблемы шахмат".

Вопрос о повышении спортивного мастерства студентов и слушателей ВШТ всегда находится в центре внимания кафедры. Ведь совершенно очевидно, что это важное условие достижения успехов в будущей тренерской работе. На всех курсах регулярно проводятся занятия во внеурочное время - ПСМ. Особенно в этом отношении следует отметить куратора III курса преподавателя С.Г.Грабузова. Он мастер спорта, имеет 16-летний стаж тренерской работы, очень любит свое дело, выпускник кафедры 1978 г. Причем, и это очень ценно, он не ограничивается занятиями по шахматной теории, а постоянно проводит игры в футбол, волейбол, баскетбол, привлекая и студентов других курсов. Это благоприятно сказывается на сплочении коллектива и улучшении процесса обучения. Не случайно поэтому костяк сборной команды института по шахматам составляют студенты этого курса, которые в этом году завоевали 1-е место в первенстве Москвы среди шахматных клубов и сборных префектур, а в феврале стали чемпионами и среди вузов столицы.

Но теоретические занятия не решают всего комплекса подготовки студентов-шахматистов. Им необходима игра в турнирах соответствующей квалификации. За 1990-1992 гг. на кафедре проведено 9 международных турнира с нормой международного мастера и один турнир с нормой международного гроссмейстера, по ходатайству кафедры студенты выступали в чемпионатах Москвы, России, СССР, отборочных турнирах к чемпионатам Европы и мира. И результаты не замедлили сказаться. Чемпионом Москвы 1991 г. среди мужчин стал Е. Малютин, звание чемпионки Москвы по блицу среди женщин 1992 г. завоевала Н. Мелкумова, В. Бологан, участвуя в последнем чемпионате СССР (ноябрь 1991 г.), поделил 3-7-е места и получил звание международного гроссмейстера, 4-е место в чемпионате СССР среди женщин заняла И. Уманская, в чемпионате мира среди девушек М. Манакова поделила 3-5-е места, студент I курса И. Макарьев занял 4-е место в отборочном турнире к чемпионату мира среди юношей. М. Манакова стала также чемпионкой Москвы среди девушек и победила в чемпионате столицы среди женщин по быстрым шахматам. Студенты Б. Аннаков, А. Рустемов и Е. Мелихов стали призерами 46-го чемпионата Москвы по блицу среди мужчин. Если сравнить спортивные результаты и рост квалификации шахматистов кафедры за предыдущие 10-15 лет с показателями 1989-1992 гг., то заметна тенденция явного улучшения в последние годы.

Показатели квалификационных нормативов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Спортивные звания 1989 1990 1991 1992 Всего
Международный гроссмейстер - - 1 - 1
Международный мастер 2 3 5 3 13
Мастер спорта 1 1 1 1 4
Мастер ФИДЕ - - 1 - 1
1-й балл международного гроссмейстера - 2 - - 2
2-й балл международного гроссмейстера - - - 2 2
1-й балл международного мастера - - 1 2 3
2-й балл международного мастера - - 1 2 3
Судья Всесоюзной категории - - 1 - 1
Судья республиканской категории - - - 1 1

Итого:

3 6 11 11 31

Международными мастерами стали: И.Хенкин, С.Кишнев, Б.Злотник, Е.Малютин, И.Уманская, И.Лемперт, А.Федоров, М.Мухутдинов, Ю.Корсунский, А.Шведчиков. Б.Злотник и С.Кишнев выполнили в 1992 г. уже вторые баллы международного гроссмейстера и ждут присвоения этого звания.

В соревнованиях 30-й Всемирной шахматной Олимпиады в Маниле (июнь 1992 г.) участвовали три студента кафедры: на 1-й доске Молдовы играл гроссмейстер В.Бологан (IV курс), за команды Туркмении и Туниса выступали национальные мастера соответственно Б.Аннаков и Н.Догри.

Эти результаты показывают, что обучение на кафедре ведется в верном направлении. Знания, полученные за годы учебы, переходят в новое качество.

Учебная работа только тогда плодотворна, когда она сочетается с научными исследованиями, проводимыми в рамках НИР и УИРС. Тематика дипломных работ, выполняемых студентами и слушателями ВШТ, свидетельствует о намерениях авторов решать актуальные проблемы теории шахмат, педагогики и психологии. Несколько названий могут дать наглядное представление об этом.

Дипломная работа выпускника 1981 г. Л. Левита "Определение стартовой формы и основных характеристик мышления шахматиста" удостоена диплома Минвуза СССР и ЦК ВЛКСМ и диплома I-й степени Спорткомитета СССР.

Работа С.Медведева (1983 г.) "Воспитание некоторых рациональных приемов мышления у шахматистов" удостоена I места на Всесоюзном конкурсе студенческих научных работ, проведенных СК СССР.

Можно назвать работы: А.Костьева (1985) "Научные принципы и дидактические нормативы составления учебной программы для шахматных ДЮСШ", А.Самодурова (1985) "Экспериментальная проверка психологических методик для диагностики шахматистов", С.Березюка (1988) "Изучение мышления шахматиста с помощью четырехуровневой модели мышления", И.Уманской (1992) "О некоторых аспектах проявления феномена установки в деятельности спортсменов-шахматистов". Следует отметить дипломные работы выпускников этого года Л.Бакулевой, закончившей институт с одними отличными оценками и поступившей в аспирантуру при кафедре, В.Стяжкина, успешно сдавшего экзамены кандидатского минимума и являющегося соискателем кафедры, Й.Сидабраса, поступающего в аспирантуру у себя в Литве, Жанг Тхыонг Фам (Вьетнам), проведшей очень интересное исследование шахматного творчества феноменального трио сестер Полгар (Венгрия).

Большую исследовательскую работу проводят ведущие ученые кафедры кандидат педагогических наук, доцент Б.А.Злотник и доктор медицинских наук, доцент В.Б.Малкин. Б.А.Злотником написаны известные книги "Типовые позиции миттельшпиля" и "Французская защита", изданные в Германии и Франции, В.Б.Малкиным ряд интересных статей по истории шахмат, медико-биологическим проблемам шахматной борьбы, в 1992 г. книга "Приключения на шахматных полях" (в соавторстве). Пользуются популярностью у шахматных специалистов и три книги, изданные коллективом авторов кафедры: "Теория и практика шахматной игры" (1-е издание 1981 г., 2-е - 1984 г.) и "Шахматы. Наука, опыт, мастерство" (1990).

Коллективом преподавателей в составе С.Г.Грабузова, С.А.Стародумовой, А.В.Калинина написан и издается в Польше учебник шахматной игры, рассчитанный на уровень игры до кандидата в мастера.

Б.А.Злотником совместно с С.А.Кузьминой написана новая программа по специализации для 1-5-го семестров базового факультета (1991).

Научные исследования кафедры, вышеперечисленные труды авторов находят понимание среди шахматных специалистов страны и за рубежом, они пользуются широким спросом и используются тренерами в учебной работе.

В настоящее время перед кафедрой, в составе которой, кроме названных выше преподавателей Б.А.Злотника, В.Б.Малкина, С.Г.Грабузова и С.Л.Кишнева, трудятся: выпускник прошлого года мастер спорта А.В.Калинин, международный мастер А.И.Шведчиков (полставки) и зав.учебной лабораторией Л.А.Громыхалина, встают новые ответственные задачи: повысить качество учебного процесса, добиться максимальной посещаемости студентами всех занятий по всем предметам обучения, совершенствования программы обучения для 6-8-го семестров, подготовить учебник под программу, выпустить новый курс лекций и методические пособия по практике. Предстоит также очередной набор на шахматное отделение в Высшей школе тренеров.

В шахматной игре заложены благодатные возможности развития и воспитания личности и прежде всего подрастающего поколения. Однако сегодня в условиях изменяющегося социально-экономического состояния общества, наличия большого потока информации для детей и юношества (кино, телевидение, видеотехника) возникли сложности в привлечении детей к познанию шахмат. Кафедра ведет поиск новых путей совершенствования шахматной педагогики.

Воспитательное и развивающее значение шахмат отмечалось всеми, кто увлекался этой замечательной игрой. Но, пожалуй, первым, кто решительно призвал воспитывать детей с помощью шахмат был наш выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он писал: "... без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти... Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры".

В приведенных словах хочется выделить два момента, ценных для воспитателей-практиков. Во-первых, В.А. Сухомлинский подчеркивает обязательность обучения шахматам, ибо без этого нельзя воспитывать умственные способности и память.

Во-вторых, В.А. Сухомлинский предусматривает начать обучение шахматам в начальной школе, т.е. в 1-3-х классах. Очевидно, по его мнению, возраст детей 7-9 лет наилучшая "среда" для воспитания с помощью шахмат.

Нам представляется, что эту проблему могли бы успешнее решать выпускники физкультурных вузов, которых надо готовить по специальному курсу-минимуму.

Такая практика уже существовала в нашем институте в 1987-1989 гг., когда был введен специальный курс в объеме 28 часов на IV курсе.

Выпускники нашего института - универсалы, уверенно чувствующие себя и на лыжне, и в бассейне, и в спортзале. Теперь к этому следует добавить и шахматы.

Полученные на курсе-минимуме знания выпускники смогут использовать в своей профессиональной преподавательской деятельности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Линовицкий, Е.П. Кафедре шахмат - десять лет // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 309-316.