СПОРТИВНОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО: КУЛЬТУРА СТРОИТЕЛЬСТВА И PR-ЭФФЕКТИВНОСТЬ

СПОРТИВНОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО: КУЛЬТУРА СТРОИТЕЛЬСТВА И PR-ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Медведев Д.А. - аспирант каф. культурологии, социокультурной антропологии
и социальных коммуникаций

Переход к постиндустриальному - информационному обществу требует оптимального использования Интернет-ресурсов. Приоритетную роль при этом приобретает для системы спорта становление культуры проектирования и строительства спортивного Интернет-пространства информационного обеспечения развития отрасли и разностороннего лоббирования ее интересов.

В последние годы активизировались процессы информатизации спортивно-оздоровительной отрасли, резко возросло количество спортивных организаций, использующих в своей повседневной работе современные информационные технологии. Вместе с этим многие потребители информационных ресурсов, причем не только в спортивной сфере, отдают себе отчет в том, что КПД использования имеющихся информационных технологий остается крайне низким. В особенности это касается объемов и содержательного наполнения Интернет-ресурсов.

В большей степени, это вызвано тем, что стоимость программных продуктов, роль которых состоит в сугубо техническом обеспечении функционирования компьютера, в настоящее время почти в пять раз превышает стоимость тех информационных ресурсов, для использования и анализа которых компьютерная техника, собственно, и создавалась.

Подтверждением этому могут служить международные оценки, в соответствии с которыми мировой рынок программных продуктов составляет 180 млрд. долл., а рынок интеллектуальных информационных ресурсов к 2005 году достигнет лишь 40 млрд. долл.

В России, как и во всем мире, наблюдается запоздание в сфере создания информационных ресурсов, по сравнению с развитием возможностей самой техники, созданной для их обслуживания. То есть на фоне взрывного роста технических возможностей компьютеров и программного обеспечения, с их постоянным удешевлением, главным тормозом дальнейшего развития информационного рынка является колоссальное отставание в поступлении на него новых ресурсов и баз данных.

Применительно к спортивной сфере, следует отметить, что организационная архитектура и содержательное наполнение информационного пространства, и в особенности Интернет, находится, по сравнению с другими отраслями, в заметно отстающей позиции по причине отсутствия какой-либо унификации и стандартизации в их накоплении, хранении и представлении потребителю. По этой причине:

а) потребители, в том числе представители СМИ, несут излишние временные затраты на поиск нужной информации;

б) производители Интернет-ресурсов несут неоправданные затраты на повторное проектирование и создание баз данных и Интернет-сайтов по различным видам спорта;

в) рекламодатели лишены возможности оптимально планировать размещение рекламы в спортивном Интернет-пространстве, не имеющем единого координационного центра;

г) в результате основные субъекты информационного процесса несут убытки исключительно из-за отсутствия желания объединить свои усилия в целях дальнейшей кооперации при создании спортивных Интернет-ресурсов.

В связи с этим особую важность приобретает разработка модели системы оперативного информационного обеспечения всех заинтересованных структур отрасли на основе универсального подхода к проектированию стандартно-типовой архитектуры Хранилищ баз данных в области спортивно-оздоровительной деятельности и Веб-сайтов спортивных организаций. Трудность этой задачи состоит в комплексном характере воспитательных, экономических, медицинских, технологических, социологических, демографических, психологических и других задач, стоящих перед отраслью в региональном, национальном и международном разрезах.

Из всех служб отраслевого менеджмента наиболее остро нуждаются в столь многовекторном охвате информации в основном PR-подразделения, отвечающие за связи с общественностью, прессой и другими внешними задействованными в сотрудничестве структурами (см. рис. 1).

Рис. 1 Кросс-культурная роль спорта в системе социальных институтов

С созданием Национальной информационной сети "Спортивная Россия" была сделана первая попытка централизованного Интернет-продвижения и лоббирования интересов спортивных организаций. Однако методология проектирования архитектуры спортивных Веб-сайтов и баз данных не позволяет говорить о их соответствии требованиям эффективности использования, с точки зрения как потребителей, так и производителей информации.

Разработка общепринятой методологии строительства спортивного Интернет-пространства сталкивается, с одной стороны, со слабым знанием разработчиками специфики спортивной отрасли, с другой стороны, с недостаточной проработанностью для спортивной сферы таких классификаторов, как ГРНТИ (Государственный рубрикатор научно-технической информации) и УДК (Универсальная десятеричная классификация - международная система, впервые принятая в 1908г. в Брюсселе), что серьезно сдерживает создание Единого банка данных по спортивно-оздоровительной отрасли.

В свою очередь это обстоятельство препятствует созданию стандартно-типовых баз данных по видам спорта, которые в содержательном плане могли бы быть сопоставимы друг с другом для последующего компаративного и контент-анализа, а также для подготовки разноцелевых сводных таблиц, и одновременно удовлетворяли бы требованиям, предъявляемым к качеству социально-управленческой информации.

В результате изучения функциональных структур и специфики потоков информации в двух таких дифференцированных по направлениям деятельности спортивных организациях, как территориальные Спорткомитеты г.Москвы, отвечающие за многопрофильную и массовую спортивную работу в округах с миллионным населением, и национальные Федерации, координирующие деятельность лишь по одному виду спорта высших достижений в масштабах всей страны, оказалось, что и те, и другие испытывают одинаковую потребность в существовании единого информационного поля, которое объединяло бы справочные ресурсы как по территориальному принципу (по горизонтали), так и по спортивно-видовому принципу (по вертикали).

Необходимость сочетать обеспечение внутриотраслевых информационных потребностей со специфической обязанностью отрасли работать в тесном сотрудничестве с другими социально-экономическими и государственными институтами в целях оптимального взаимодействия и для более полного пересечения и совпадения интересов всех задействованных сторон, требует кросс-дисциплинарного и межотраслевого подходов для становления культуры навигации в спортивном Интернет-пространстве.

С методологической точки зрения наиболее эффективными и корректными из них были признаны следующие подходы:

Информационно-управленческий подход, обеспечивающий возможность осуществления системно-ситуационного анализа;

Культурно-исторический подход с позиции теории деятельности;

Междисциплинарно-компаративный подход в разрезе сравнительного спортоведения;

Синергетический подход в контексте теории самоорганизации.

Применение указанных подходов диктуется необходимостью организации адекватной взаимосвязи и программно-корреляционной совместимости между архитектурой баз данных и архитектурой отраслевой Информационно-поисковой системы (ИПС), без чего невозможен оптимальный информационный сервис.

К настоящему моменту человечество накопило огромные массивы информации, которые растут в геометрической прогрессии. Наиболее наглядно проблема "критической массы" информации проявляется в Интернете. По разным оценкам, во Всемирной паутине сегодня размещены сотни миллионов страниц разнородных данных, и ежедневно их становится больше еще на один миллион. По данным Yandex.Ru, русскоязычные Интернет-ресурсы увеличились за год в 15 раз (с 6 до 94 Гбайт), число страниц - в 12,5 раза. Обработка столь больших массивов данных посредством традиционных поисковых машин, ведущих отбор документов по ключевым словам, становится все более трудоемким и малоэффективным процессом.

По Биллу Гейтсу, основная задача Интернет-технологий состоит в обеспечении потребителя информации "дружественным" (amiable) пользовательским интерфейсом, который призван максимально облегчить поиск информации, предохранить пользователя от "перегрузки информацией - явления достаточно распространенного, но которое не должно быть проблемой".

В проекте модели интерфейса Информационно-поисковой системы "КомпАс", разработанном автором настоящей статьи, используется принцип компаративных ассоциаций, исходящий из метода "познания зигзагом" Герхарда Шефера (Гамбургский университет) с применением синергетических положений теории самоорганизации (см. рис. 2):

Рис. 2 Проект модели интерфейса ИПС для спортивно-оздоровительной отрасли

Представляется, что проект интерфейса ИПС после его обсуждения и доработки сможет оказаться полезным для становления и дальнейшего развития информационной, сервисной и Интернет культуры не только в спортивной отрасли, но и в информационном пространстве в целом.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  Home Translate into english up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Медведев, Д.А. Спортивное Интернет-пространство: культура строительства и PR-эффективность // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 113-118.